Административная, военно-административная, финансовая и судебная власти

Правители провинции, уезда (вали, беглербек, хаким) были высшей инстанцией в своей администрации по аналогии с ролью шаха для всей страны и были правомочны решать все вопросы провинциального и местного управления. Аппарат вали или хакима приводил в исполнение решения духовного (шариатского) суда и принимал решения по уголовным и некоторым другим преступлениям. Совмещение у одного должностного лица ряда различных функций говорит о сохранении средневековых традиций в формировании аппарата государственного управления. Это вело к недоразумениям и конфликтам с местными властями иностранных граждан, в том числе и принадлежавших к дипломатическому корпусу, что нашло отражение в туркманчайском акте 1828 г.
Хотите всегда смотреть закодированные спутниковые каналы практически бесплатно? Шара на шару для начала стоит попробовать от компании Monster Shara. Это тестовая услуга кардшаринга, которая (если вам все понравится) позволит вам в дальнейшем просматривать закодированные каналы спутникового ТВ практически «за копейки». Примите это к сведению.
Попытки упорядочить государственное управление, использовать европейские или османские образцы связаны с именами главным образом Аббаса мирзы, Таги-хана (Амира Кабира), Мирзы Хусейн-хана, Насер эд-дин-шаха. В первую очередь это коснулось армии, затем ведомства (дивана) по ведению сношений с иностранными государствами. Менее результативными оказались нововведения при формировании совета министров, финансового управления, провинциальной администрации. Наибольшее сопротивление нововведениям оказывало шиитское духовенство, осуществлявшее основное судопроизводство, идеологический контроль, образование, отправление религиозных ритуалов. Даже назначение тегеранским двором пятничных имамов в крупнейшие города, управляющего вакфами гробницы имама Резы. Использование духовных лиц для разных государственных поручений с выплатой им государственного жалования не всегда означало безусловную поддержку ими действий шахских властей, не говоря уже о духовенстве, живущем за счет получения закята (сбора с мусульман на религиозные нужды), доходов от вакфов и личной собственности.

Влияние шиитского духовенства в Иране всегда было очень значительным. Многие семьи улемов породнились между собой и составили несколько крупнейших кланов духовенства, осуществляющих духовный контроль над населением Ирана, что особенно ярко проявляется в настоящее время. Семейства улемов Табата- баи, Бехбехани, Ширази, Гольпаегани, Куми и многие другие ведут свое начало с конца XVIII — начала XIX века. Некоторые из них сыграли важную роль в иранской революции 1979 г. и многие из них принимают активное участие в современной жизни страны.
К середине XIX века в Иране появились различные точки зрения относительно необходимости реформировать государственный аппарат. Вокруг реформы государственного управления на разных государственных уровнях развернулась острая идеологическая и политическая борьба, которая продолжилась и в XX веке.

Комментарии закрыты.