Анализ многолетних изменений береговой линии, проведенный по аэрофотоснимкам разных лет (начиная с 1930-х годов) вдоль 630-километрового отрезка побережья от пролива Литтл-Эгг (Нью-Джерси) до пролива Бофорт (Северная Каролина), показал, что острова с более южной экспозицией (например, участок м. Хаттерас — м. Лукаут) имеют меньшую скорость размыва и даже на ограниченных отрезках — наращивание берега. Прирост берега или сравнительно низкие скорости абразии характерны также для хорошо развитых и освоенных районов, таких, как Вирджиния- Бич (размыв — 0,4 м/год), Уэллопс-Айленд (размыв — 0,1 м/год), южный сектор Ошен- Сити (аккумуляция — 1,5 м/год) и Атлантик- Сити (аккумуляция — 0,8 м/год), где буны, молы и искусственная подпитка пляжа поддерживают относительную стабильность берега. 15 не достигших зрелой стадии развития островов вдоль побережья Вирджинии отличаются исключительно высокой скоростью размыва (более 10 м/год).
Основными процессами на барьерных островах являются дюнообразование, перехлестывание волн через барьер и развитие приливных проток. В северной части побережья острова имеют широкие и почти непрерывные гряды береговых дюн, которые являются здесь главным элементом рельефа и достигают высоты 6—15 и даже 30 м (например, гряда Жокея в Северной Каролине). Дюны близко подступают к пляжу и лишь в редких случаях прорваны волнами.
В южной части побережья острова низкие, широкие, с выположенной поверхностью, легко перехлестываемые волнами и разделенные многочисленными протоками-проливами. Местами здесь развита система низких (не более А—5 м, редко до 9 м), неправильных и прерывистых дюн. Поступающие на поверхность островов в процессе перехлестывания волнами массы песчаного материала очень быстро в условиях теплого климата осваиваются травянистой растительностью и слабо участвуют в эоловых процессах. Побережье штатов Делавэр и Мэриленд характеризуется наличием промежуточного типа барьерных островов.
Американские исследователи придают большое значение защитной роли дюнных гряд, рассматривая их в качестве своеобразного буфера (Pilkey, Neal. 1981). Волны тратят энергию на размыв этих гряд, и тем самым оттягивается разрушение внутренних частей острова и находящихся там построек. Чем шире дюны, тем дольше эти постройки находятся в безопасности. Здесь с большим вниманием относятся к состоянию береговых дюн и даже восстанавливают дюнные гряды искусственным путем в наиболее угрожаемых и важных в хозяйственном отношении местах, как это сделано, например, на о. Ассатиг (штат Мэриленд).
Несмотря на значительную динамичность барьерной системы, ее острова интенсивно осваиваются человеком, многие из них соединены с материковой сушей мостами и используются под крупные городские застройки. Опасность разрушения штормами не останавливает их освоения. Так, в поселке Нэгс-Хед (штат Северная Каролина) после шторма 1962 г. осталось 869 построек на площади в 500 га, а сейчас в той же самой опасной зоне располагается более 1304 строений (Dolan et al. 1980).
По официальным данным (из того же источника), из 282 барьерных островов (с учетом Южного побережья США) примерно 70 урбанизированы (включая Атлантик-Сити, Ошен-Сити, Вирджиния-Бич, Райтсвилл-Бич, Хилтон-Хед, Джекил л-Айленд, Майами- Бич); около 80 островов отведены под местные рекреационные области или заповедники; 15 из крупнейших барьерных островов приобретены федеральным правительством для организации природных заказников и национальных береговых заповедников; остальные 120 островов находятся в частной собственности и в основном не осваиваются.
Таким образом, воздействие человека на барьерный комплекс весьма значительно и нередко отрицательно сказывается на устойчивости берега. Наиболее ощутимое влияние оказывают (Pilkey, Neal. 1981): 1) дороги, 2) добыча песка для строительных целей (например, в Сев. Каролине разрешено удалять фронтальные дюны), 3) преобразование территории, 4) удаление растительности, 5) береговые гидротехнические сооружения, 6) вое-
Комментарии закрыты.