Со второй половины нашего столетия все чаще отмечаются случаи размыва аккумулятивных берегов. Строительство плотин и водохранилищ на реках, расход воды на орошение полей, изъятие речного песка для промышленных целей вызвали сокращение твердых выносов рек и соответствующий дефицит наносов в береговой зоне соседних участков. Известен, например, размыв дельтовых лопастей р. Альбенья (DAlessandro et al. 1979) и других рек. Размыву содействует также интенсивное освоение побережья за последние десятилетия и строительство в береговой зоне гидротехнических и промышленных сооружений, которые нарушают естественный ход береговых процессов и вызывают изменения берега, нередко с переменой знака перемещения береговой линии (участок южнее города Ливорно).
Берега Адриатического моря развиваются в условиях преобладания слабых волнений. Сильное волнение (5 баллов и более) наблюдается реже и проявляется в зимний период года. Оно связано с бора — холодным и очень сильным северо-восточным ветром, приходящим со стороны Динарских гор. Скорость его может достигать 40 м/с, а повторяемость — 30—36%. Для юго-западного побережья моря большое значение имеют северные и северо- западные ветры (повторяемость более 40%). Большую роль в формировании систем волнений играет теплый юго-восточный ветер (сирокко). Он действует вдоль длинной оси моря, а поэтому возбуждаемые им волны имеют наибольший разгон. Основное влияние он оказывает на северо-западное морское побережье. Весьма часты также бризы, повторяемость которых у побережья Югославии достигает 80—90% летних дней. Они заметно усиливаются при совпадении с
Побережье Далмации (Югославия). Налеты белой морской соли на наветренных склонах острова Паг — результат действия борй с хребта Велебит направлением общего ветрового потока, например с преобладающими северо-западными ветрами.
Практически вдоль всего юго-западного побережья моря протягивается холмистая, местами террасированная равнина (шир. до 10—18 км), сложенная плиоценовыми и плейстоценовыми морскими отложениями.
Вдоль юго-западного побережья моря преобладают выровненные аккумулятивные берега, окаймленные широкими песчаными и гравийными пляжами. На севере п-ова Гар- гано сформирован крупный барьерно-лагун- ный комплекс с обширными лагунами и узкими песчаными пересыпями, покрытыми дюнами с редкой кустарниковой растительностью. Лишь в пределах небольших участков протягиваются низкие уступы размыва, выработанные в слабо уплотненных плейстоценовых и голоценовых морских и аллювиальноморских осадках и отороченные узкими маломощными пляжами. Клифы в коренных породах особенно характерны для восточного побережья п-ова Гаргано, для района плато Ле-Мурдже и южнее его. У восточной оконечности п-ова Салентина (между мысами Санта-Мария-ди-Леука и Отранто) развит типичный абразионно-бухтовый берег. В целом севернее п-ова Гаргано преобладают аккумулятивные берега, южнее — абразионные.
Основным источником поступления наносов в береговую зону являются выносы многочисленных рек и в меньшей степени — абразия берега (Рагеа. 1978). Выбросы наносов со дна моря, участие биогенного и эолового материала минимальны. Поэтому интенсивная разработка в последние десятилетия речных песчано-гравийных осадков для строительных целей и сооружение волноотбойных стенок вдоль абразионных участков берега для защиты близко расположенного к морю железнодорожного полотна выразились в резком сокращении притока наносов в береговую зону. Это вызвало во многих местах сильный размыв пляжей. Продолжающаяся аккумуляция наносов приурочена лишь к устьям некоторых рек (например, Офанто) или к участкам, располагающимся непосредственно по соседству с абразионными уступами (Bird. 1976). Единый однонаправленный поток наносов отсутствует, действуют короткие перемещения наносов, часто противоположных направлений. В центральной части этого побережья (между реками Тронто и Форторе) отмечается общая дивергенция потоков наносов к северу и югу от района м. Пенна. Южнее п-ова Гаргано общий поток наносов направлен к юго-восто- ку. Песчаные выносы самой крупной здесь р. Офанто активно перемещаются вдоль берега в этом направлении и способствуют заносимости соседних портовых гаваней.
Комментарии закрыты.