Благоприятное географическое положение Средиземного моря между Европой, Азией и Африкой с давних пор обеспечивало его большое значение в экономической жизни стран этих частей света, прежде всего как важного транспортного пути. Через Средиземное море проходят жизненно необходимые коммуникации многих государств, обеспечивающих их каботажное и внешнеторговое судоходство. В странах Северной Африки и Ближнего Востока, например, почти полный объем внешнеторговых и значительная часть внутренних перевозок обеспечиваются морским транспортом. Через проливы Босфор и Дарданеллы осуществляются связи с причерноморскими странами; прокладка (1859 — 1869 гг.) Суэцкого канала усилила роль Средиземного моря в качестве транзитного пути теперь уже не только в Атлантический, но и в Индийский океан. В последние десятилетия через Средиземное море пролегли крупнейшие в мире нефтеперевозки, с помощью которых осуществляется поставка в Западную Европу свыше 100 млн т нефтяных грузов.
Оживленные торговые связи, осуществляемые по Средиземному морю, привели к развитию на его побережьях многих крупных промышленных и торговых центров, хотя и не столь масштабных, как на атлантическом побережье Западной Европы. Наиболее освоенным в этом отношении является северное побережье моря, куда выходят такие развитые страны, как Франция, Италия, Югославия, Испания, Греция. Здесь располагаются десятки крупных портов и портово-промышленных комплексов. По грузообороту (1979— 1981 гг.) выделяются Марсель (100 млн т), Генуя (50), Триест (38), Афины — Пирей (25), Венеция — Маргера (24 млн т) и др.
Мощные торгово-промышленные комплексы, в грузообороте которых преобладает нефть, сложились на побережье Лионского залива и Лигурийского моря. Через главный универсальный порт Средиземного моря Марсель проходит до трети всех грузопотоков французских портов, столь же велик доля Генуи в морском грузообороте Италии. Важную роль играет портово-промышленный район Венецианского залива, на три основных порта которого (Венеция, Триест, Монфальконе) приходится около основной объем внешнеторгового оборота Италии. Через все эти комплексы проходит значительный поток транзитных грузов для многих стран Западной Европы.
Комментарии закрыты.