Рикю, ученик Дзёо, еще более преуспел в этом деле. Более всего он известен своим развитием эстетики ваби. Следуя за обоими своими предшественниками по пути чая, Рикю также питал большое уважение к ваби — чистоте и гармонии, находившим выражение в оформлении скромных внешне чайных домиков и связанной с чайным обрядом утвари, а также в бесхитростном очаровании строгости и сдержанности. Как отмечалось ранее, понятие ваби играло особенно важную роль в культуре чая, хотя оно останется неполным без эстетической компоненты саби, напоминающей об одиночестве и тишине.
Пришедший к власти в конце 1560-х гг. Ода Нобунага (1534—1582) пригласил Рикю к себе на службу в качестве мастера чайного обряда и советника по культурным вопросам. После убийства Нобунага в 1582 г. Тоётоми Хидэёси последовал примеру своего бывшего командира: он продолжил объединение Японии и взял к себе на службу Рикю. И Нобунага, и Хидэёси признавали значение чайного обряда и связанных с ним искусств для воинской культуры и использовали политическое и культурное влияние Рикю как самого уважаемого знатока чайной традиции ваба. Хотя официально Рикю числился советником сёгуна, он также мог исполнять функции посредника, представителя или даже дипломата, участвуя в решении различных тонких политических вопросов, при этом оказывая благоприятное культурное воздействие на своего господина. Нобунага и Хидэёси приобретали редкостные чайные принадлежности из собрания Асикага. Заручившись собранной в походах добычей, эти полководцы продемонстрировали побежденным даймё, ценителям чайного обряда, что, ликвидировав старый режим, они, тем не менее, восхищаются его культурным наследием.
Комментарии закрыты.