Вскоре после достижения своей цели, объединивший Японию Хидэёси в 1591 г. приказал Рикю совершить сэппуку, или ритуальное самоубийство, по причинам, которые до сих пор остаются неясными. Тем не менее, вкусы и идеалы Рикю сохранились в чайной практике, несмотря на широкие культурные преобразования периода Эдо.
Чайные ритуалы сделались не столь исключительными, более доступными стали и мастера чайного обряда — внук Рикю, Сэн Сотан (1578—1658), и его три наследника —Сосицу (1622—1697), Соса (1619-1672) и Соею (1593-1675), основали собственные школы и распространяли чайную традицию через печать. Первоначально чайной церемонией занимались в основном даймё, однако с течением времени среди ее адептов появились самураи, ремесленники, торговцы и другие простые люди. Дальнейшему широкому распространению чайного обряда, характерному для периода Эдо, помогли некоторые из новшеств Рикю. Например, Рикю утверждал, что чай нужно готовить прямо перед гостями, а не в отдельной комнате и потом подносить гостям. Такие утверждения способствовали эгалитарному преображению чайной церемонии, произведенному потомками Рикю, основавшими школу Урасэнкэ, направленную на привлечение к чайной практике других слоев общества. Аскетическая духовность средневекового буддизма, подпитывавшая чайный стиль ваби, наиболее тесно связанный с Рикю, стала исчезать по мере того, как чайное покровительство перемещалось от богатых торговцев и честолюбивых военных феодалов к самураю мирного времени, который был сторонником стиля, иногда называвшегося «чай даймё».
Несмотря на существенный политический и духовный вклад, наибольшее влияние на чайный обряд и родственные с ним искусства Рикю оказал как ценитель и эксперт, умевший найти чайную утварь, воплощавшую его идеал сдержанности, простоты и прямоты. Хотя самое значительное в наследии Рикю, возможно, заключалось в его тонком вкусе и проницательности, последующие поколения приписали ему и многие другие достижения. Принципы чайного обряда предполагают, что он установил четыре критерия, выраженные японскими иероглифами ва (гармония), кэй (уважение), сэй (чистота) и дзаку (спокойствие, или естественная элегантность). Ниже приводится краткая характеристика этих понятий в соответствии со значимостью и уместностью каждого из них в мире чайного ритуала.
Гармония (ва): желание взаимности как на чайном собрании, так и во внешнем мире.
Уважение (кэй): понимание роли и ответственности каждой личности, а также соответствующих правил этикета.
Чистота (сэй): стремление к сохранению общественной и духовной целостности.
Спокойствие, или естественная элегантность (дзаку): умение прожить быстротекущее мгновение так, чтобы достичь обновления.
Комментарии закрыты.