В средневековый период самыми важными и популярными формами музыки и танца были саругаку и дэнгаку. Значение их подчеркивается тем, что они стали предшественниками театра но. Слово саругаку записывается иероглифами, означающими «обезьянья музыка», однако смысл такого названия остается неясным. Словом саругаку иногда называли представления театра но, подчеркивая историческую связь между этими двумя видами исполнительского искусства. Термин дэнгаку, означающий «полевая музыка», указывает на ее происхождение из обрядов, связанных с молитвами об обильном урожае риса.
Исторические анналы указывают на популярность этих двух танцев как в городах, так и в провинциях; любили их и такие знатные люди, как регенты Ходзё, а впоследствии и сёгуны Асикага. К периоду Муромати исполнители саругаку и дэнгаку образовали гильдии, называвшиеся дза и пользовавшиеся покровительством важных храмов и святилищ. Труппы исполнителей обыкновенно много путешествовали, выступая в городах, храмах и святилищах за пределами Киото. К сожалению, точное содержание представлений саругаку и дэнгаку нам неизвестно, хотя, кроме музыки и танца, они, вероятно, включали акробатику и пьесы. Также вероятно, что к концу XIV столетия саругаку и дэнгаку имели близкие репертуары, хотя и оставались отдельными исполнительскими школами.
Однако именно саругаку развился в театр но под покровительством Еси- мицу (1358—1408), третьего сёгуна Асикага. В 1374 г. он посетил выступление труппы саругаку, включавшей актеров Канами (1333—1384) и его сынаДзэами (1363—1443). Выступление произвело на Ёсимицу такое впечатление, что он предложил Канами и Дзэами свою финансовую поддержку, позволившую им в дальнейшем оттачивать и развивать исполнительское искусство саругаку, получившее впоследствии известность как театр но.
КОВАКАМАЙ
Возникший в период Муромати, ковакамай представлял собой слияние драматической песни и танца, воспроизводившее повествования о воинах и их деяниях. В качестве сюжетов использовались повествования Хэйкэ
мопогатари и другие воинские сказания, исполнявшиеся с музыкальным сопровождением тремя актерами, передававшими сюжет посредством мимического танца. Музыкальное сопровождение обеспечивали барабаны и флейта. Хотя ковакамай послужили основой для более поздних театральных жанров, однако это искусство в значительной степени было забыто к началу периода Эдо.
ДЗИУТА И КОУТА
Исполнявшиеся в сопровождении сямисэна дзиута (волостные песни) и коута (короткие песни) стали популярными в начале Нового времени. Дзиута особенно тесно связывались с территориями Осаки и Киото. Исполнение этих региональных баллад иногда сопровождалось танцами. По мере развития этой песенной формы сопровождение на сямисэне иногда заменялось кото и сякухати. Дзиута оказала существенное влияние на форму’ песни нагаута, развивавшуюся в театре кабуки. Песни коута (также называвшиеся Эдо коута) были популярны в городе Эдо. Обычно струны сямисэна щиплют плектром, однако при исполнении короткой песни вместо плектра стали использовать ногти — для того, чтобы петь песни в быстром темпе и на высокой тональности. Песни коута часто исполнялись гейшами.
Комментарии закрыты.