Аналогичное явление отмечается южнее, на о. Ассатиг (штат Мэриленд): наибольший размыв (скорость 12 м/год) наблюдается здесь в пределах северных 6 км, так как вдольбере- говое перемещение наносов, которое на этом участке направлено с севера на юг, было ограничено сооружением в 1934 г. молов в устье пролива Ошен-Сити (Dolan et al. 1977; Hayden et al. 1980). Активная аккумуляция наносов характерна только для южного окончания острова, где растет крючковидная коса со скоростью 6,5 км в столетие (Rice, Leather- тап. 1983). Эта коса перехватывает основной объем движущихся к югу наносов, что способствует размыву и отступанию (за последние 122 года — на 2,4 км) более южной группы островов.
Другие участки о. Ассатиг также подвергаются размыву со средней скоростью 0,2 м/год: При перехлестывании волн через бар происходит переброс в тыловую часть бара до 20— 30 м3 песка на 1 пог. м ширины прорыва в береговых дюнах (Leatherman et al. 1977). В южной части всего берегового сегмента процесс размыва продвинулся еще дальше и привел к формированию многих приливных проток через острова.
Размыв характерен также для берегов заливов, особенно Делавэр, где большое значение в динамике берега имеют приливы. В развитии приливных маршей отмечается тесная связь с интенсификацией деятельности человека. После начала активных сельскохозяйственных работ около 1650 г. резко возросла эрозия почв и вынос наносов реками в эстуарии, в результате чего здесь усилились процессы аккумуляции и расширения маршей. Современные марши на 0,9 м выше старых, что свидетельствует о подъеме уровня моря за последние 325 лет со скоростью 0,28 м в столетие.
Воздействие человека на эволюцию маршей продолжается и в настоящее время. Например, интенсивное городское строительство в бассейне р. Патаксент вызвало в 1968— 1969 гг. увеличение твердого стока реки в 2—4 раза (Roberts, Pierce. 1976). Большая часть вынесенного рекой материала концентрировалась в верхних 50 км этого небольшого эстуария, где скорость седиментации составила 7,45 г/см2/год.
Усиление размыва берегов также связано с хозяйственной деятельностью человека непосредственно в береговой зоне заливов Делавэр и Чесапикского. Так, строительство волноломов в гавани Льюис (юг залива Делавэр) отрезало соседние пляжи от источника питания наносами и привело к их сильному размыву (Kraft, Carey. 1976—79). Система бун и неоднократное рефулирование песка для заполнения межбунных пространств защитили небольшую деревню Броадкилл-Бич от размыва, однако прилегающие отрезки берега продолжали активно разрушаться волнами.
В последние годы в заливах получил широкое развитие маломерный флот различного назначения (рыболовный, спортивный, прогулочный). Интенсивное использование судов требует строительства гаваней и благоустроенных стоянок, что непосредственно
Суммируя многие геологические данные и анализируя колебание уровня моря в прошлом и в настоящее время, Дж. Крафт дает схему гипотетического изменения береговой линии всего этого побережья в далеком будущем. По схеме видно, что при сохранении современных физико-географических тенденций через 75 тыс. лет береговая линия может выйти за вершины крупных заливов — эстуариев, и тогда вся прибрежная равнина будет затоплена водами Атлантического океана.
От м. Генри до м. Хаттерас. Этот отрезок берега завершает серию выпуклых береговых сегментов Восточной береговой области. В районе развиты широкие эстуарии — Албемарл, Памлико, Ньюс, громадные лагунные акватории, среди которых Памлико-Саунд, достигающая в ширину более 50 км, — самая крупная на побережье США, и бар шириной 0,5—5 км. Последний осложнен грядой береговых дюн (высота 5—15 м) и прорван лишь за период 1848—1972 гг. Ориентировка стрелок показывает направление смещения береговой линии (размыв или нарастание берега)
Комментарии закрыты.