Объединение Японии под властью семьи Токугава в 1615 г. и учреждение устойчивого правительства в городе Эдо ознаменовали конец десятилетий военных и политических переворотов и начало 250-летнего мирного периода. Увеличение количества свободного времени, переоценка роли военного сословия в мирное время, а также рост благосостояния торговцев и ремесленников, интересовавшихся городскими развлечениями, — все это способствовало художественному разнообразию, отличавшему период начала Нового времени.
Средоточие изобразительных искусств переместилось отчасти из-за того, что процветание и безопасность мирного периода позволяли тратить больше времени на досуг. Веселое времяпрепровождение, пейзажи и сценки из повседневной жизни заменили собой хроники сражений, религиозные сюжеты и яркие композиции, которые предпочитали военные покровители искусств начиная с XVI столетия. Запрет на поездки за границу для японцев и строгие торговые ограничения в отношении иностранцев способствовали тому что японские художники создавали свои произведения для местного населения, за исключением керамики, вывозившейся в Китай в течение
XVII столетия. Увеличение дохода и рост индустрии развлечений также вызывали спрос на разнообразные функциональные художественные изделия, такие как керамика, лак и текстиль.
Несмотря на то что сёгуны Токугава контролировали правительство и большую часть богатств страны, их покровительство искусству произвело, наверное, наименьший инновационный эффект на развитие искусства периода Эдо. Школа Кано, мастерская членов большой семьи, являвшейся примером свойственного режиму консервативного подхода, произвела большинство работ, выполненных для сёгунов начиная с 1620-х гг. и далее. Живописцы Кано использовали декоративную манеру, одобрявшуюся предшественниками Токугава в эпоху Момояма, в сочетании с китайскими сюжетами, выдвигавшими на первый план конфуцианские темы и персонажи. Заимствованные из конфуцианских источников сюжеты, задававшие образцы хорошего правления, украшали расписные раздвижные двери и ширмы в приемных покоях, где проводились официальные совещания, таким образом помогая политике сёгунов. И если заказам Токугава не хватало драматизма, они, конечно же, выполняли основную задачу сёгуната, поддерживая традицию неизменной.
Как и в прошлые эпохи, религия и философия продолжали влиять на художественные и культурные события периода Эдо. Этическое применение
пришедших из Китая принципов неоконфуцианства, требовавших сохранения упорядоченного правления и общественного устройства, стало особенно важным, когда сёгуны Токугава захотели превратить самоуверенных феодалов и вассалов из приблизительно 250 владений в мирную и взаимосвязанную бюрократию. Вдохновленные китайскими произведениями периода династии Мин композиции, выполненные с помощью кисти и туши и включавшие в себя различные формы каллиграфии и стили живописи, пропагандировали официальный идеал конфуцианства, которому надлежало сделаться образцовым для самураев.
Комментарии закрыты.