Гидаю прославился в качестве мастера речитативного повествования. Созданный им стиль исполнения называется «Гидаю-буси» — декламация в стиле Гидаю. Этим стилем певческого повествования с сольным сопровождением на сямисэне он пользовался в кукольном театре, который основал в Осаке в 1684 г. Впоследствии этот стиль оказал существенное влияние не только на другие стили исполнения дзорури, но также и на музыкальные стили, развивавшиеся в рамках кабуки. В качестве драматурга для своего театра Гидаю нанял Тикамацу, который был уже известен своими пьесами для кабуки. В годы сотрудничества с Гидаю Тикамацу писал пьесы на исторические и современные темы. Пьесы, написанные после Тикамацу, иногда соединяли в себе историческую и современную тематику.
Своей известностью Тикамацу был обязан своим пьесам для бунраку, а не тем, которые писал для кабуки. Его кукольные пьесы в зависимости от сюжетной линии можно разделить на две основные группы. Первая группа — дзидаймоно, или исторические пьесы, обыкновенно посвященные военным подвигам. Повествования об известных сражениях или героях трудно было назвать новыми, и зрители успели давно познакомиться с ними. Тем не менее, Тикамацу и Гидаю сумели создать свой театр, производивший особенное впечатление не только своеобразной манерой песнопений Гидаю и увлекательными сценариями Тикамацу, но и куклами, исполнявшими сложнейшие акробатические движения к восхищению зрителей. Одним из самых известных примеров написанной Тикамацу пьесы жанра дзидаймоно является Кокусэн я кассэн («Сражение при Коксинге»), посвященная патриотическому подъему в Китае во время маньчжурских вторжений в XVII столетии.
Вторую группу пьес называют сэвамоно, или современные пьесы. Эти пьесы обычно основывались на реальных событиях и рассматривали проблемы, представлявшие непосредственный интерес для публики. Обращаясь к текущим событиям, Тикамацу изучал нравственность современного ему общества и дилеммы, с которыми приходилось сталкиваться людям, вынужденным отклоняться от неокон- фуцианских норм, установленных правящим военным сословием. Одним из известных примеров и первой пьесой в жанре сэвамоно, написанной Тикамацу, является Сонэдзаки синдзу («Любовное самоубийство в Сонэдзаки», 1703), в которой рассказывается о незаконной любовной интриге между торговцем и проституткой. Содержанием подобных пьес, посвященных конфликту между пылкими чувствами и принятой в обществе моралью, часто становилась трагедия, нередко завершавшаяся самоубийством. Упомянутая пьеса пользовалась огромной популярностью, что отражало сильный интерес аудитории к подобной тематике.
Комментарии закрыты.