Картины тушью периода Муромати обычно писали священники дзэн. Среди известных японских живописцев тушью следует отметить творчество Мокуан Рэйэн (работал прибл. в 1330—1345 гг.), Као Нинга (работал в нач. XIV столетия), Дзосэцу (работал в нач. XV столетия), Тэнсё Сюбун (работал в 1425—1450 гг.), Сэссю Тоё (1420—1506) и Сэссон Сюкэй (прибл. 1504—1589). Однако не все живописцы тушью были священниками дзэн, и среди них следует упомянуть известную группу художников — Ноами (1397-1471), Гэйами (1431-1485) и Соами (1455—1525), принадлежавших к школе Чистой Земли.
Типичными примерами средневековых картин тушью являются портреты известных священнослужителей (тип- со); афоризмы дзэн; пейзажи; бамбук. цветы, птицы и животные, изображения которых должны были пробудить в зрителе стремление к просветлению (досякуга); изображения Каннон, бодхисатвы сострадания, и Бодхидхармы (по-японски Дарума) — легендарного основателя школы чань-буддизма в Китае. К середине XV столетия становится популярным формат живописи тушью, носящий название сигадзики. Смгадзшш представляли собой висячие свитки, сочетавшие в себе написанное тушью изображение некоего воображаемого ландшафта с поэтическими строками, обыкновенно принадлежавшими одному или нескольким священниками дзэн.
Возможно, вершину живописи тушью периода Муромати воплощает творчество священника дзэн и живописца Сэссю. Хотя он провел в путешествиях по Китаю около двух лет, его пейзажи полны чисто японских переживаний. Помимо пейзажей Сес- сю изображал цветы и прочие объекты природы, для чего использовал технику живописи, освоенную во время его пребывания на континенте. Особого внимания заслуживает созданный им стиль разбрызгивания туши (хацубоку), в котором тушь расплескивалась по бумаге или шелку. Сэссю также использовал похожую технику (хабоку), создавая эффект, придававший структуру и объем очертаниям пейзажей. Работы Сэссю стали образцом для последующих художников.
Школа Кано. Школа живописцев Кано, семейства, доминировавшего в искусстве богатой декоративной живописи интерьеров замков и храмов, сделалась истинной академией известных мастеров, связанных стилистическим сходством, а также семейными узами. Отчасти успех школы Кано объяснялся покровительством сёгунов Асикага и последующих сёгунов в конце периода Эдо.
Комментарии закрыты.