Хотя процедура состязания на драконовых лодках на континенте и на Тайване имеет определенное различие, но само катание в обоих случаях имеют общие главные цели. Во-первых, умолить богатый урожай вземледении. ВСКраевеческом описании Цзэцзян))пишется: “Народ соревнуется на цветных лодках в реке, это благоприятно для дел в земледелии и шелководстве”. Во-вторых, удалить эпидемию. В 14-ом томе «Краевеческого описания Чанша» пишется: “При Дуань-у…в мастерских создают драконовые лодки, чтобы завоевать первое место в состязании, а в народе есть вера, что так можно удалить эпидемию”. В иных местах состязание драконовых лодок проводится ради удаления дьяволов, это фактически тоже значит удалить неприятности и эпидемию. В Гуандуне среди населения бытуют бумажные надписи, которые пользуются во время катания на драконовых лодках. На них написано: “Отроду чиновник-огонь удаляет всякий вред, богиня-вода способна ликвидировать бедствия”. Это как раз свидетельствует, что люди, организуя состязание по драконовым лодкам, стремились к устранению бедствий и приобрению благополучия.
Цзун-цзы(кушанье из клейкого риса, свернутое листьями от цицании ) имеет и названия цзяо-шу и тон-цзун. Книга Чжоу Чу при династии Цзинь «Фэншицзи» пишет: “В мае, в день Дуань-у, готовят цзяо-шу”. Для изготовления цзяо-шу сначала замачивают крупные листья от цицании, размачивать клейкий рис в холодной воде, брать мясо, бобовое пюре и финик в качестве начинка, складывать в форму рога быка, треугольника или четыреугольника, парить и подавать на стол.Почему люди кушают цзун-цзы во время Праздника Дуань-у? По преданию, так делают для памяти исторической фигуры Цюй Юань. Говорят, что если в день Дуань-у разбрасывают в реку цзун-цзы, тогда драконы перестают кусать труп Цюй Юаня. А на самом деле кушать цзун-цзы в честь Цюй Юаню имело место в сравнительно поздний период времени, а до этого цзун-цзы было кушаньем в летний период времени, в то же время люди употребляли его для совершения обряда жертвоприношения богу воды или богу- дракону, только потом добавили к этому и значение отдачи почести Цюй Юаню, и эта традиция сохраняется по сей день.
На Тайване после Праздника Дуань-у наступает ежег одный сезон вступительных экзаменов, родители сами делают цзун-цзы для детей, чтобы пожелать им успешно выдержать экзамены.
Характерная черта Праздника Дуань-у и содержание проводимых в это время мероприятий в полной мере отражаются в одной из народных песень:
Пятого мая Праздник Дуань-у отмечают,
На воротах полынь, в доме ладан вешают.
Цзун-цзы, насыпанный сахаром, кушают,
В веселье лодки-драконы катают.
Куриные яйцы тоже являются важным кушаньем во время Праздника Дуань-у, потому что в старину люди уже считали куринные яйцы полезными для здоровья, и утро, когда дети еще не успели вырваться из-под одеяла, родители уже ставили яйцы им прямо возле рта. *
Вино с реальгаром содержит в себе арсеник(ІІІ)- сульфид. В народе существует > вера, что если лоб и уши намазаны таким вином, то можно удалить вредных насекомых и укреплять здоровье.
В Фэнхуа провинции Цзэцзян люди считают, что сырье для лекарства до и после Праздника Дуань-у имеет наибольший лечебный эффект, необходимо как можно больше собирать его в это время и преподносить старым, поэтому люди и называют этот праздник праздником преподнесения лекарства. Среди национальных меньшинств на Северо-Востоке Китая имеется обычай утром Праздника Дуань-у собирать аир тростниковый и полынь, ловить в воде лягушек, потом втыкать в их рот кусок туши, чтобы лягушки высохли. Если обнаружится, что у кого-то появился отек, то можно намазать такой лягушачей тушыо. Говорят, что такая тушь имеет эффект только в том случае, если она была подготовлена в момент Дуань-у.
И сбор лекарств, и варение вина во время Праздника Дуань-у — все это связано с удалением пяти ядов, поэтому, объективно говоря, это полезное дело для дальнейшего развития китайской медицины и фармакологии.
Комментарии закрыты.