Крупный портово-промышленный район

Крупный портово-промышленный район

Крупный портово-промышленный район сформировался также в пределах Бристольского залива с центром в Бристоле и окружающих его городах. Деятельность портов этого района опирается на основные отрасли промышленности Южного Уэльса и Юго- Западного экономического района — горнодобывающая, металлургическая, машиностроение, электротехника, химическая и легкая (Атлантич. океан. 1984). Имеются и другие важные, хотя и более мелкие портовые центры, определяющие большое экономическое значение заливов.

На участках между эстуарными заливами берег представляет собой чередование абразионных мысов и неглубоких аккумулятивных бухт. Мысы возвышаются более чем на 100 м и обычно окаймлены широкими бенча- ми, часто с крутым подводным клифом у внешнего края. Многие мысы осложнены серией реликтовых абразионных ступеней, которые местами являются существенным элементом рельефа (Steers. 1952; Wood. 1978). В центральной части залива Кардиган вершины самых высоких мысов образованы 120-метровой террасой, а ниже ее располагается несколько мелких абразионных ступеней, связанных с небольшими осцилляциями уровня моря (Wood. 1978). Крутой уступ с внешней стороны бенчей выработан в одну из стадий низкого стояния уровня моря. Широкие поднятые абразионные платформы в ряде случаев имеют большое экономическое значение, поскольку к ним приурочены основные транспортные магистрали и многие населенные пункты.

Между мысами обычно располагаются серповидные отрезки песчано-галечных пляжей, достаточно широко развитых в районе. Во время голоценовой трансгрессии ледниковые и солифлюкционные осадки, слагавшие прибрежные участки, размывались в прибойной зоне надвигавшегося моря, сортировались и выбрасывались к берегу, формируя пляжи. Южнее Аберистуита встречаются остатки солифлюкционных террас. Во многих местах эти террасы унинтожены полностью, и море абрадирует твердые коренные породы, что значительно снизило поступление рыхлого материала в береговую зону. Эта и некоторые другие причины (в том числе и хозяйственная деятельность человека) привели к повсеместному размыву не только коренных, но и аккумулятивных участков вдоль восточного берега залива Кардиган. В зоне развития обширного песчано-галечного пляжа южнее гавани Аберистуита за период 1887—1955 гг. береговая линия сместилась в сторону суши на 18—20 м, а потеря наносов составила 75 тыс. м3 (Wood. 1978). В северной части этого участка размыв еще более активен. Сооружение здесь в 1866—1867 гг. северного продолжения прогулочной набережной резко нарушило профиль равновесия пляжа и вызвало его сильный размыв. Для защиты северной части берега от размыва и разрушения курортных построек в 1949 г. была сооружена серия массивных бун с неоднократной подсыпкой галечного материала: в 1961 г. —5,5 тыс. м3, в 1964—1965 гг. — 10 тыс. м3, в 1970—1971 гг. — 11,5 тыс. м3. К 1976 г. весь этот материал был унесен волнами.

Размыв берега отмечается и в Бристольском заливе. Например, в бухте Суонси за последнее столетие наблюдалась тенденция к отступанию берега, особенно близ доков Порт-Толбота (до 342 м за период 1876— 1963 гг.), причем скорости абразии значительно увеличились за счет искусственного изъятия песка и гравия с пляжей вплоть до его запрещения в 1973 г. (Blackly, Carr. 1980).

Преобладание западных ветров способствует образованию на ряде участков, где имеется соответствующий материал, крупных эоловых форм. Так, севернее эстуария То-Торридж (залив Барнртапл на юге Бристольского залива), где высота волн в среднем 3 м с максимумом 10 м (зимой) и уклоны подводного склона 0,003 до глубины 11 м, сформирована одна из наиболее крупных на Британских о-вах система песчаных дюн высотой до 300 м. Источником наносов служит широкая песчаная осушка, обнажающаяся при отливе (величина сизигийных приливов 7 м). В настоящее время большая часть дюн лишена растительного покрова, подвергается разрушению ветром и заметно размывается волнами, особенно при высоких приливах (Greenwood. 1978).

Комментарии закрыты.