Комический театр кёгэн («безумные слова») был тесно связан с но. Представления кёгэн — это либо отдельные пьесы, либо комические интерлюдии, вставлявшиеся между действиями серьезных пьес. Благодаря заполнению промежутков между действиями в театре но театр кёгэн также иногда на- зывают ай-кёгэн («кёгэн в перерывах»). Как и но, кёгэн берет свое начало от средневековой традиции саругаку и является результатом постепенного развития комических аспектов саругаку к театру кёгэн начала Нового времени. В современной науке связь кёгэна с но часто заслоняла его существование в качестве самостоятельной и отдельной традиции. Даже разделяя одну и ту же сцену с исполнителями но, театр кёгэн имел различные исполнительские школы и собственный репертуар.
Кёгэн играл различную роль в представлениях но. Иногда актеры театра кё- гэн исполняли свои сценки в перерыве между действиями пьесы но, создавая комический эффект, дающий зрителям отдых от серьезных переживаний. Актер кёгэн в одежде простолюдина рассказывал публике на простом разговорном языке об исполняемой пьесе но, включая сюжет и сопутствующие ему сведения, тем самым толкуя сложный литературный язык, которым писались такие пьесы. Актеры кёгэн иногда принимали участие и в исполнении собственно пьесы, игрой и танцем исполняя характерные роли, скажем роль нищего, внося тем самым дополнения к сюжету. Комедии кёгэн иногда выходили за рамки но и исполнялись как независимые пьесы.
Первоначально кёгэн был импровизированным представлением, в котором актеры отталкивались от своего понимания сюжета. И только в XVII столетии, когда пьесы кёгэн были записаны, они стали в основном исполняться согласно написанному тексту. Репертуар кёгэн включал более 200 пьес.
Юмор кёгэн высмеивает большинство общественных слоев и знакомит зрителя с самыми различными типа жами — умными слугами и недалекими феодалами, причудами мужей и жен, социальным снобизмом, зятьями и тещами и буддийским духовенством. Комические эффекты достигаются посредством различных театральных приемов, включая плотский юмор, стилизованное произношение, игру слов, пантомиму и пародию. В пьесах кёгэн присутствует немного танца, хотя маски используются редко и обычно без какого-либо музыкального сопровождения.
Существует множество различий между но и кёгэн, подчеркивающих индивидуальную сущность этих двух видов исполнительского искусства. Например, в отличие от персонажей театра но, персонажами театра кёгэн являются простые люди. Интересно, что социальный статус актеров но и кёгэн также отражал различие между высшим сословием и простыми людьми, и актеры кёгэн считались занимающими более низкую позицию на общественной лестнице по сравнению с актерами но. Пьесы но наполнены буддийским восприятием мира, и поэтому многие пьесы его могут показаться абстрактными и делающими акцент на следующей жизни или загробном мире. В отличие от этого, кёгэн твердо стоит на почве реального, материального мира.
Комментарии закрыты.