Праздник Чун-ян приходит в пору золотой осени, когда как раз бурно цветет хризантема. Это подходящий момент не только для подъема на высоту, но и для пира и любования хризантемой. Хризантема имеет и название “желтые” цветы, может употребляться как напиток или один из видов лекарства. В разные эпохи литераторы много писали о любовании хризантемой. Тао Юаньмин в предисловии к стихотворению «Безделье в сентябре»пишет: “Живя в безделье, предпочитаю проводить Праздник Чун-ян. Сад полон хризантемой, вылившись, шатаюсь вместе с ней, зря покорясь горам Цзюхуа, думы запишу в этих словах”. Здесь одновременно упоминуты хризантема и вино. Хотя по своей пышности хризантема уступает пиону и розе, но может покорить любующихся своим скромным телосложением. В тускнеющем осеннем пейзаже лишь хризантема показывает стойкость. Поэт Цзиньской династии Тао Юаньмин безумно любил хризантему, сделал ее своей спутницей, назвал себя другом хризантемы, и народ называет его “богом сентябрьских цветов”. Во всех его стихах о хризантеме наиболее популярностью пользуются строки “хризантему возле забора восточного собираю, со спокойствием в душе горами южными любуюсь”. Танский поэт Мэн Хаожань в стихотворении «Мимо села друга» пишет:
Друг меня пригласил в село, расставил кур и пшено,
За селом горы видны, зеленью оно окутано.
За окном ток и огород, за рюмкой об урожае речь идет,
Еще приду на хризантему, как Чун-ян вновь наступит.
Здесь живо и образно изображен обычай устраивать винопитье с другом и любование хризан темой при Танской династии.
Стихи поэта Бай Цзюй-и «Белой хризантеме посвящается на Праздник Чун- ян» в свою очередь изъявили непринужденное и веселое настроение при любовании хризантемой на Праздник Чун- ян:
Сад насыщен цветами хризантемными золотыми,
В одиночке средь них белеет голова инеем.
Ныне здесь царят пляска и песни,
Седой старик один, а кругом девушки с парнями.
Поэтесса Сунской династии Ли Цинчжао тем более большой мастер по описанию хризантемы. Ниже приводятся ее сгихи(цы)«Цзуйхуаъинь-девятое число»:
В густых тучах и легком думане вечная горечь дышится, в курильнице звериной ароматического вещества меньше становится. Снова прекрасный Праздник Чун-яна, занавес-ткшь да нефритовая подушка, в полночь холодно чуется слегка. В сумерках у восточного забора сижу за рюмкой вина, ароматом легким наполняются рукава. Не говори, что тень памяти не покидает, вывеску подымает ветер с запада, сама худощавее, чем хризантема.
При Сунской династии были много сортов хризантемы. В восьмом томе книги Мэн Юаньлао «Дун- цзин-мэн-хуа-лу» говорится : “в день девятого сентября все любуются хризантемой, которая имеет много сортов: с бело-желтой тычинкой в форме цветоложа лотоса называют ‘хризантема вань-лин (долголетие) с розовой тычинкой -‘хризантема — цветы персика’; с белой тычинкой, как у сандалового дерева — ‘хризантема с ароматом дерева’; с желтой и круглой тычинкой -‘хризантема с золотым колоколом’; с чисто-белой и крупной тычинкой-‘хризантема с счастливым личиком’ и т. д. и т. п. Винные прилавки укращены хризантемой” Статья описывает, как в эпоху Северного Суна в городе Кайфэн во время приздника Чун-ян растут всякие сорта хризантемы и как люди ими любуются.
При Цинской династии любование хризантемой получило большое развитие, появился фестиваль хризантемы. «Запись о временах в столице Яньцзин» пишет: “Цветы цзю-хуа — это хризантема. Во время Праздника Чун-ян зажиточные семьи расставляют несколько сотен горшков со цветами во дворе, перед домом и за домом, они выглядят как гору и называются ‘горой цветов цзю- хуа’, если делают четыреугольник, то называют ‘пагодой цветов цзю-хуа’’’.После Цинской династии любование хризантемой стало еще более популярно, причем не ограничивалось только на девятое сентября, но все же во время Праздника Чун-ян это мероприятие остается более оживленным.
Комментарии закрыты.