Внутренние водные пути по морям, окружающим Японские острова, и внутренним пресноводным рекам и озерам широко использовались для военных действий, торговли, рыболовства, пассажирских перевозок и досуга. Аналогичным образом морские пути, пролегавшие вдали от берегов Японии, служили торговле, войне и переносили правительственных посланников к местам их миссий. Моря также были источником опасности, поскольку приводили к берегам страны врагов — как это было в случае монгольских вторже
ний в конце XIII столетия, — а если и не врагов, то иностранцев, контакты с которыми угрожали состоянию Японии, как случилось в середине XVI столетия после прибытия иезуитов и коммодора Перри в 1853 г.
Морские путешествия были также тесно сопряжены с вопросами коммуникации и общения. Моды и культурные течения, возникавшие в японских городах, передавались в другие страны по морю, поскольку корабли перевозили не только материальные ценности и товары, но и культурные достижения, в том числе музыку, театр и литературу. Точно таким же образом в Японию из Китая проникали не только потребительские товары, но и шедевры китайской культуры, прибывавшие в страну на кораблях вместе с торговцами и дипломатами. Среди подобных культурных ценностей были представления об образе правления, религиозные и этические воззрения, а также течения разнообразных искусств. В конце концов, именно «черные корабли» коммодора Перри стали вестниками падения сёгуната Токугава и начала новой эпохи. Эти корабли и последовавшие за ними суда из других западных стран были проявлением иноземного интереса — настойчивого интереса — к Японии в качестве торгового партнера.
Настоящий раздел посвящается значимости внутренних и внешних морских перевозок и кораблям, предпринимавшим эти поездки. Конкретные водные маршруты был рассмотрены в главе 2 «Земля, окружающая среда и население», а экономические события, способствовавшие использованию водных маршрутов при ведении торговли, рассмотрены в главе 4 «Общество и экономика».
Комментарии закрыты.