Хисикава Моронобу (1618— 1694). Обыкновенно считается, что Моронобу первым из живописцев
создал популярные гравюры, сделавшие укиё-э подлинно художественным жанром. Он рисовал гейш и актеров кабуки, а также создавал гравюры явно сексуального толка, известные под названием сюпга («весенние картины»). Его сюпга стали популярным и официально запрещенным примером для последующих поколений художников — граверов по дереву. Моронобу рисовал первые листовые иллюстрации к повестям, посвященным «текучему миру» (укиё-дзоси). Он также печатал гравюры, не содержавшие никакого сопутствующего текста, что сделало их независимой художественной формой. Принимая во внимание то, что на гравюрах, служивших иллюстрациями к повестям, не указывалось имени художника, Моронобу настаивал на том, чтобы ксилогравюры несли его имя, повышая статус и значение личности художника.
Окумура Масанобу (1686—1764). Художник-гравер и живописец. Сыграл важную новаторскую роль в создании нескольких новых методов печати и дизайна укиё-э, появившихся в начале
XVIII столетия. Например, впервые применил в своих гравюрах западную перспективу, создав жанр, известный под названием уки-э, или «плывущая картина». Он использовал эту техник)’ при изображении интерьеров театров кабуки, торговых лавок и веселых кварталов.
Судзуки Харунобу (1725—1770). Ха- рунобу известен своей деятельностью по созданию многоцветных гравюр, известных как нисики-э («парчовые картинки»). Последующие мастера ксилогравюры использовали в своих работах цветную печать Харунобу. Большой популярностью пользовались красочные гравюры Харунобу, изображавшие изящных женщин.
Тории Киёнага (1752—1815). Мастер ксилогравюр, связанный со школой Тории. Известен своими цветными гравюрами с изображением актеров и красивых женщин. Он также создавал книжные иллюстрации. Его женские образы, выполненные с изяществом и достоинством, способствовали созданию идеала красоты конца XVIII столетия, повлиявшего на последующих художни ков-граверов.
Китагава Утамаро (1753—1806). Утамаро был известен своими гравюрами, изображавшими развлекательные кварталы. Оттиски его гравюр с изображением женщин высоко ценились как воплощение идеала женской красоты. Утамаро изображал обобщенный тип женской красоты, а не отдельных куртизанок. Его гравюры весьма чувственны и обычно представляют простоволосых и полуобнаженных женщин в распахнутой одежде, сдержанно ограничиваясь изображением головы и плечей. Именно сдержанный характер его работ придает им интимный характер. Таким образом, Утамаро обрел известность благодаря своим изображениям женского тела, являвшим нечто новое в японской культуре, прежде интересовавшейся аристократическим идеалом красоты, но пренебрегавшей изображением человеческого тела.
Тосюсай Сяраку (годы жизни неизвестны; творил в 1794—1795 гг.). Творчество Сяраку ограничено коротким временным отрезком с 1794 по 1795 г., за который он создал небольшое количество картин. Сохранилось менее 160 его гравюр, и большинство их изображает актеров театра кабуки. Хотя саму тему нельзя было посчитать новой, художественный стиль Сяраку оказался необычным и не слишком популярным в то время. Его гравюры представляли собой противоположность идеализированным образам актеров или красоток: Сяраку изображал своих актеров в карикатурной манере, преувеличивая физические особенности.
Комментарии закрыты.