Одна из них рассказывает: в старину лебедь опустился на землю и был ранен охотником. Чтобы отомстить за лебедя, Юй-хуан да-ди (нефритовый государь, верховный владыка) собирался 15-го января послать небесных генералов и солдат на землю и уничтожить все население и животных. Один из небожителей считал, что не следует допустить этого, и, рискуя жизнью, сообщил об этом народу, чтобы в дни до и после 15-го января все дома вывесили красные фонари, пускали фейерверк и хлопушки, делая вид, как будто случился пожар, чтобы обмануть Юй-хуана. Благодаря этому народ не пострадал.
Другая легенда говорит: в годы правления императора У-ди Ханьской династии придворная служанка по имени Юань-сяо не имела возможности 15-го января оказывать свои услуги перед родителями и собиралась покончить с собой, бросившись в колодец. Чтобы помочь ей исполнить свое желание, умный литератор Донфан Шо стал распространять слухи, что 15-го января хуо-шэнь (бог огня) по приказу Юй-ди собирается разжечь город Чан-ан. Император У-ди, расспрашивая всех до последнего, старался найти способ спасения, и Донфан Шо рассказал, что хо-шэнь любит кушать юань-сяо и весить красные фонари, и что обязательно нужно для него делать все это и только так можно избавиться от беды. В то же время Донфан Шо уговаривал императора, наложниц, чиновников и генералов выходить на улицу любоваться фонарями. Император по такому совету отдал приказ, и только так придворной служанке удалось вернуться домой.
На юге провинции Фуцзянь ходит и такая легенда: на небе живет бог-чжуанюань (тот, кто занял первое место на дворцовых экзаменах), оказывается, что он просто мальчик, тоже любит играть в фонари. Когда он опустился па землю, превратил ночь в белый день, и так появился Праздник Юань-сяо.
Среди ученых существует еще такая точка зрения: Праздник Юань-сяо и фонарей “берет свое начало с культа огня”. В первобытном обществе, после того, как был приобретен огонь, люди обнаружили, что огонь обладает волшебной силой, способной разогнать насекомых, змеев и диких дверей, поэтому считали, что “огонь способен разогнать всех дьяволов и нечисть”. И люди в первобытном обществе решили во время полной луны разжигать костер и устраивать обряд по разгону дьяволов, постепенно это превратилось в своего рода обычай. Самым ранним обрядом был “ноу” . “Ноу” было мероприятием колдовства и жертвоприношения для разгона болезней и зол, в котором принимали все члены племени в отдаленные времена в Китае. Это и было одним из культурных явлений, общим для предков разных национальностей Китая. Это принято назвать колдовсгвенным ноу. Подробнее см. “Да-ноу” в 4 части данной главы.
Из вышеизложенных рассуждений, кажется, более убедительным является последнее. Во время Праздника Юань- сяо следует и совершать жертвоприношение божеству тай-и (великая единица, великое единство), то есть тян-шэнь (божеству неба). Поскольку жертвоприношение совершается в ночь, и, естественно, были необходимы факелы в руках, и отсюда он эволюционировался в Праздник Фонарей. При династии Восточный Хань в Китай вошел будизм, и правители стали поощрять в ночь на шан-юань (15-ое января) “засвечивать фонарь в честь будде” , что и прибавило новый смысл в Праздник Юань-сяо.Поскольку в даоизме существует верование о т.н. “сань-юань” (три юань), соответсвенно существуют и “ сань-гуань” (три владыки), среди которых есть тянь-гуань шан-юань (владыка неба), иначе называется хуо-гуань (владыка огня), он родился 15-го января, поэтому Праздник Юань-сяо и называется как Праздник Шан-юань. Среди населения в провинции Шаньдун 15-го января совершается жертвоприношение богу огня, по-видимому все это тоже отсюда пошло.
Комментарии закрыты.