Обряд

Обряд

Вслед за Праздником Хань-ши наступает Праздник Цин-мин, а главное мероприятие — это обряд поминания предков и посещение кладбища. Этот обычай имеет очень старинный исток, возможно, возник одновременно с появлением явления культа перед предками, наследовался и развивался веками. Китайцы придают большое внимание тщательному ведению дел похорон родителей, благоговейному поминанию старинных предков.

Во время Праздника Цин-мин имеются две формы поминания предков: одна из них — это совершение обряда в доме или в храме. Ханцы и некоторые национальные меньшинства с давних времен имеют обряд поминания предков, в старое время эго называли совместным поминанием, имея в виду совершать обряд поминания отдаленных и близких предков в цы-тане (родовой храм) или в Тай-мяо (храм императорских предков). Другая форма — это посещение могилы, называют его и обрядом му-ди (поминание на могиле).

Обряд посещения могилы совершается в том случае, когда имеется могила.«Чжоули-чуньгуань- чжонжэнь)) говорит: “когда совершают обряд поминания предков на могиле, то имеют в виду прах”. “Прах”- это воля бога. До сих пор в Шаосин провинции Цзэцзян при посещении могилы обязательно ставят камень слева от могилы, пишут на нем “Хоу-ту-чжи-шэнь” (божество земли) для того, чтобы бог горы и земля ухаживали за родителями, затем совершают поминание на ближних могилах, только в последнюю очередь совершают поминание предков от своего рода. поминания , в конце концов съедают привезенное и возвращаются домой.

Загробные деньги, о которых шла речь, специально изготовляются для подачи дьяволам или покойным, чтобы они пользовались ими на том свете. На самом деле на первых порах покойным преподносили подлинные предметы, необходимые для жизни, только после появления денежных знаков люди начали предподносить покойным эти бумажные валюты. При Сунской династии пользовались минь-цянь (загробными деньгами) или и-цянь (зарытыми деньгами), при Танской династии стали применять бумажные деньги. Поэтому разжигание денег вошло в обычай сравнительно позже. При посещении могилы принято и я-цянь (придавление денег), то есть придавляют деньги на четыре угла и вершину могилы, чтобы другие видели, что покойный в этой могиле имеет еще своих потомков.

Другое мероприятие — это прибирание земли на могилу или ремонт и установление памятной доски. В народе существует вера, что кладбище является миром покойных, они там тоже занимаются производительным трудом, имеют свои обыденные дела без всякого исключения по сравнению с людьми на свете, а склеп и есть дом для покойного, могильный холм и есть крыша дома. Из-за многолетнего обмывания дождем и порчи от людей или животных холм валится, и поэтому следует убирать траву и прибирать землю, избежать проникновения воды от дождя. В некоторых местах существует и обряд покрывать могилу ивовыми прутьями ради поминания предков.

При посещении могил люди преследуют естественную цель, как говорится в поговорках, “пия воды, не забывай ее исток, следует тщательно вести дела похорон родителей, благоговейно поминать старинных предков”. Люди выбирают Праздник Цин-мин для исполнения этого желания именно потому, что в эту пору уходит зима и приходит весна, все в природе возрождается, что и естественно наводит на мысль, как живут предки, и приводит к мысли, что надо делать ремонт могилы, добавлять одежду и кушанье и проводить обряд поминания на могиле. Все это напоминает то, о чем сунский поэт Гао Чжуцин говорил в своих стихах «За рюмкой вина при Цин-мин»:

На холмах южном и северном много могил бывают,

При Цин-мине всюду обряд поминания предков совершают.

Пепел от соженной бумаги как белые бабочки летает,

Запачканные слезами и кровью, красную азалею напонимают.

А поэт Танской династии Бай Цзюй-и в своих стихах «Декламирование при Хань-ши» писал:

За городскими воротами, на глухих холмах, Деньги бумажные ветер носит на полях.

Чьи-то рыдания в Хань-ши слышны, Старинные могилы весенней травой покрыты.

С тополями цветы грушевые плетутся, С жизнью, оказывается, тут прощаются.

Во тьме гроба плача не слышит, В сумерках под унылым дождем человек уходит.

Эти стихи не только показали скорбь и благоговение тогдашних людей к своим предкам, но и отразили их пожелание покойным под землей.

В районе Минцинь провинции Ганьсу принято организовать фестиваль верблюдов и овец. Существует сказание о том, что Су У здесь в свое время пас овцов, и 3-го марта пастухи-свотоводы пригоняют верблюдов и стада овцов сюда на горы и в весенней прогулке спешат выпить воды у родников. Во время Праздника Цин-мин в Пекине устраивают и дань-чэнь-гуй (фестиваль удаления ныли), верующие мужчины и женщины спешат к храму Дун-юе (горы Тайшань), чтобы отметить день рождения Дун-юе-да-ди (владыки гор Тайшань), совершить напоминание 72 си (чинов в старые времена).

В старые времена люди боялись и диких и одиноких дьяволов и поэтому во время совершения обряда поминания предков выделяли порцию пищи, вина и бумажных денег, давая одиноким дьяволам определенное утешение, чтобы они не отбирали предметы жертвоприношения для предков, а более важным является то, чтобы одинокие дьяволы не мешали людям жить на свете.

Роль обряда поминания предков на могилах заключается в том, чтобы подчеркивать кровное родство в семье и в роде, укреплять сплочение, восхвалять заслуги и нравы предков и оказывать благоприятное влияние на дальнейшее развитие семьи и рода. Как говорится, “При Цин-мине нет никого, кто на чужбине не думает о семье”, люди подчеркивают это чувство не только для поминания предков, но и для укрепления соединяющей силы внутри семьи и рода.

Комментарии закрыты.