Несколько меняется облик берега на севере п-ова Гаспе, где на расстояние до 600 км протягивается полоса современных бенчей (Trenhaile. 1978). Непосредственно к берегу здесь выходит крайняя оконечность Аппалачской горной системы, сложенной деформированными нижнепалеозойскими осадочными породами, в которых выработаны многочисленные бухты. Береговые обрывы поднимаются над уровнем высокого прилива на высоту от нескольких до сотен метров. Приливы высотой от 2,25 м на востоке до 3,5 м на западе определяют основные элементы широко развитых абразионных платформ: уклоны, высоту (средний уровень прилива), высоту и крутизну подошвы берегового уступа (высокий уровень прилива). Неровности поверхности бенчей формируются за счет чередования пород, различающихся по устойчивости к волновой абразии. В головной части эстуария Св. Лаврентия с увеличением высоты прилива возрастает ширина аккумулятивных осушек. На формирование рельефа их поверхности также значительное влияние оказывает морской лед, с которым связаны транспортировка в эстуарий крупных валунов прочных кристаллических пород Канадского щита, образование валунных мостовых, желрбов выпахивания и т. д. (Dionne. 1968).
От п-ова Гаспе до Новой Шотландии. С выходом к морю нижнепалеозойской складчатой системы Северных Аппалачей связаны также острова и полуострова в южной части залива Св. Лаврентия. Они разделяются многочисленными бухтами и заливами, часто имеющими эстуарный облик. В настоящее время на отдельных участках с благоприятной по отношению к господствующим северным направлениям волнений экспозицией образовались береговые и островные бары. Они известны в устьях заливов Мальпек (о. Принца Эдуарда), Ришибакто, Мирамиши и некоторых других.
Барьерная система Мальпек объединяет 3 островных бара и косу общей протяженностью 43 км и подвергается воздействию волнения с севера (Armon, McCann. 1977, 1979). Вдольбереговой поток наносов направлен к юго-востоку и имеет мощность от 70 тыс. м3/год в начале потока до 150—200 тыс. м3/год, а поперечный обмен наносами составляет 1—2 м3/год на 1 пог. м берега и является основным источником питания береговой зоны. Барьерная система подвергается длительному и сильному размыву. За 33-летний период (1935—1968 гг.) максимальная скорость отступания береговой линии достигала 2,5 м/год, средняя скорость — 0,26 м/год.
Несколько меньших размеров барьерный комплекс в заливе Мирамиши (Нью-Брансу- ик), образовавшемся за счет подтопления морем устья одноименной реки. Влияние приливов, имеющих здесь небольшую величину (менее 2 м), проявляется в формировании подводной приливной дельты подковообразной формы и ряда мелких отливных дельт (Reinson. 1976). Измерения, проведенные в береговой зоне, показали, что во время штормов скорость вдольбереговых течений возрастает (Мипгое. 1976) до 147—167 см/с. Эти штормовые вдольбереговые течения влияют на рост отливных дельт и вызывают их отклонение в южном направлении.
На северо-восточном побережье провинции Нью-Брансуик широко развиты уступы размыва, выработанные в торфянистых отложениях (Pajunen. 1981). Это побережье в настоящее время испытывает относительное погружение, и поэтому прибрежная болотистая равнина часто подвергается размыву волнами, или край ее захороняется под пля- жевыми накоплениями. Торфяные уступы размыва имеют высоту 1—4 м и развиваются даже на сравнительно защищенных от волнения участках, например за барьерными островами залива Мирамиши или в небольших бухтах о. Миску.
Комментарии закрыты.