В народе существует верование, что девятое сентября является и днем зла, что возможны всякие бедствия и страдания. Для этого дня так же, как и для Праздника Дуань-у, тоже существует ряд обычаев по удалению бедствий и приобретению счастья, ибо оба дня считаются днями зла. В книге Дун Ханя «Бо-сян-чжуй-би»(Цинская династия) говорится: “Ныне люди в день девятого сентября обязательно говорят, что в этом году непременно будет много страданий”. Поэтому в народе принято во время Праздника Чун-ян вставлять кизил ради избавления от неприятностей.
Кизил-это лечебная трава, применяемая в китайской медицине, называют и “юе-цзяо”, и “ай-цзы”, имеет густой ароматный запах и способна удалять насекомое, влагу и устранять всякие неприятности, содействовать пищеварению и лечить болезни от холода или жара. Обычай по вставлению кизила имеет давнюю традицию. В третьем томе«Записи о западной столице» говорится: “Девятого сентября вставляют кизил и кушают суп с зернами лотоса, пьют вино с хризантемой. Говорят, что это обеспечивает долголетие. Когда хризантема расцветает, берут стебель и листья, смешивают с зернышками крупяных культур и делают вино, которое будет готово к девятому сентября будущего года, это и называют вино с хризантемой”. Кизил сажают возле колодца, в переднем и заднем дворах, вешают в доме, говорят, что все это имеет эффект “удаления бедствий”. Если сажают кизил возле колодца, то он порой падает в воду, тогда и вода тоже приобретает такую силу. Отсюда видно, что люди рассматривают кизил как волшебный предмет, как лекарство. Ван Вэй, поэт Танской династии, говорит в стихах «Воспоминание о брате в Шаньдуне девятого сентября»:
В одиночке на чужбине все кажется чуждым,
При праздниках тем более скучаю по родным.
Издалека представляю братьев на высоте,
С кизилом на голове, но лишь я не на месте.
Эти строки хотя выражают думы о близких, но показали тоже, что при Танской династии во время Праздника Чун-ян уже популярен обычай вставления кизила.
ІІомимо кизила люди надевали и хризантему, такой обычай начался с Танской династии и сохранялся при нескольких последующих династиях. При Сунской династии кроили увязанную шелковую материю в форме кизила и хризантемы и дарили друг другу. При Цинской династии в Пекине во время Праздника Чун-ян имелся обычай приклеивать ветки и листья хризантемы на дверь и окна, чтобы “убрать зла и нечисти и привлечь счастье и благополучие”.
Во время Праздника Чун-ян также устраивают встречу богов и угон эпидемии, да-сон-чуан (обычай позднего периода Цинской династии в г. Вэньчжоу), встречу Цзин-куй (одно из званий, присвоенных после феодальных государственных экзаментов) и др. мероприятия, чтобы показать решимости преодолеть бедствия и устранить эпидемию.
Комментарии закрыты.