Дети шалят во время Праздника Юань-сяо ( резьба по дереву) Картина нарисована на традиционную тему “сто малышей”. Тут показана оживленная сцена пения, танца и игры во время Праздника Юань-сяо, когда одни дети играют в драконы и львы, другие ударяют в барабаны и гонги, третьи пускают хлопушки, и есть такие, которые наряжаются в генералов и чиновников, а также в персон в легендах, как будто перед глазами появляются живописные фигуры.
Банкет во время Праздника Юань-сяо (^Полная книга “Сон в красном тереме”#)
Кушать юань-сяо (кушанье из рисовой муки с начинкой) — это один из самых важных обычаев во время Праздника Юань-сяо.
В народе юань-сяо называют тан-юань, предполагают, что он берет свое начало с позднего периода эпохи Весны и Осени, при Танской династии назывался мянь-цзянь (мучной кокон), имеет круглую форму, чистенькая , при Сунской династии его называли юань-цзы или туань-цзы.
Ассортимент юань-сяо разнообразен, по вкусу разделяется на ароматный, острый, сладкий, кислый и соленый, начинка состоит из пюре от бобов, Семен кунжута, финика, семен гинкго, земляного ореха, миндаля, боярышника, квашеной капусты, мяса, мелких кусков ветчины, лушеных и сушеных раков, соевого сыра, хризантемы корончатой и др. Имеются два способа изготовления сырого юань-сяо: лепят и качают; потом варят, жарят или парят. В провинции Шаньси тан-юань (то есть юань-сяо) не лепят, а катают в муке от клейкого риса, а потом варяг или жарят, а готовый юань-сяо и горячий и круглый.
Первоначально люди кушали юань-сяо просто для разнообразия пищи, а позже он уже постепенно по круглой форме приобрел значение благополучия. При Сунской династии поэт Чжоу Вида пишет в своем «Стихотворении о варении юань-сяо на праздник»:
Которая же ночь сегодня на очереди.
Вся семья собирается опять.
Суп старый вкус ищет,
Очаг новой услугой удивит.
Звезда темные тучи окутывают,
Жемчужины в мутной воде плавают.
Разные частушки сочиняют,
О домашних делах толкуют.
Это стихотворение говорит о том, что кушанье юань-сяо символизирует сбор всей семьей. Плавающий юань-сяо в чашке напоминает яркую луну на небе. На небе полная луна, а в чашке круглый тан-юань, а все члены семьи вместе, перед нами уже стоит картина благополучия и счастья, как поется в народной песне Тайваня((Продажа тан-юань»: “Чашка полна до отказа тан-юань, ради сбора семьи кушаем
Во время Праздника Юань-сяо люди выходят с фонарями и факелами именно потому, что хотят тем самым отогнать дьяволов. В краеведении Фуцзянь помещен отрывок из краеведения уезда Ляньчэн: “от 3- го по 15-ое января. В местности Бачжун люди надевают красную одежду и маски дьяволов, подражают старинный обряд, это и есть Ноу (фестиваль-состязание при встрече богов)”. В районе южнее реки Янцзы бытует и обычай ударять бронзовые барабаны, чтобы прогнать эпидемию.
“Ноу” является формой совершения жертовоприношения с целью прогнать дьяволов и эпидемию, отдать знак благодарности богам и молиться за благополучие, он берет свое начало в гу-цянь-чжун-ди (центральный район старого Цянь) на западе провинции Хунань. В книге «LLIo-вэнь-цзе-цзы» (Толкование статей и слов) дает “Ноу” такое объяснение: выкрик при видении дьявола. В энциклопедическом словаре «Цы-хай» дается такое объяснение: обряд угона дьяволов и эпидемии в двенадцатом месяце в старину. Более традиционная точка зрения считает, что “Ноу” является продолжавшейся несколько тысяч лет формой совершения жертовоприношения с целью прогнать дьяволов и эпидемию, отдать знак благодарности богам и молиться за благополучие. Ои находит своего носителя в лице колдунов в их песнях и пляске, в их спектаклях и театральных представлениях, содерживает в себе знания об истогах человечества, первобытной религии, формировании нации, народных обрядах и обычаях, литературе и искусстве, а также и многом другом, имеет такие формы выражения, как литература, музыка, танцы, драматургия, живопись, каллиграфия, скульптура, вырезка из бумаги, является очень ценным материалом для изучения и любования.
“Культура ноу”представляет собой такую форму культуры, в которой скрещены многие религии (включая первобытный культ природы и религии), многообразные народные обряды и обычаи, а также и разные формы искусства, существуют такие объекты, как ноуские обряды, ноуские обычаи, ноуские ганцы, ноуские спектакли, ноуские формы искусства и т.д. Судя по поверхностности, ноу действительно следует цели угнать дьяволов и эпидемию, устранить бедствие и достичь благополучия, а если вникнуть в его содержание, то можно сказать, что он старается путем проведения различных форм деятельности и обрядов достить гармонии “инь” и “ян”, достичь самых благоприятных условий для урожая и самого урожая, достичь долголетия и благостостояпия людей, могущества и процветания государства, спокойствия под небесами. Маски занимают видное место в деятельности ноу, являются носителями духа богов и конкретно отражают волю богов.
Во время Праздника Юань-сяо существуют такие обряды, как совершение жертвоприношения богам и устранение эпидемии, однако в конечном счете все это делают с надеждой на богатый урожай, на пополнение рода и домашных животных.
Прежде всего люди надеются на хороший урожай в земледелии и шелководстве. В Нинсян провинции Хунан во время Праздника Юань-сяо принято разжечь поле, иначе называют разжечь Юань-сяо. В это время односельчане кричат: “15-ое января Праздник Юань-сяо, пусть отдыхают на горах вредители-насекомые и муравей, хай!” А в глубокую ночь люди зажигают ладан, замоченный сурепным маслом, ставят его в угол дома, считая, что так можно удалить насековых и мышей. Такое мероприятие для защиты посеянного от вредителей на самом деле и есть первоначальная форма Праздника Фонарей.
В ночь Праздника Юань-сяо крестьянин вешает фонарь на банбуковый трост и втыкает его в поле, это называется “чжао-тянь-цань” (освещать поле и шелкопряд), что в прямом смысле обозначает по цвету освещения предугадать виды на сельскохозяйственные культуры, а фактически имеет целью пользоваться светом для удаления вредителей и бедствий, чтобы в этому году был хороший урожай. В районе Синхуа провинции Цзянсу до сих пор принято в ночь Праздника Юань-сяо не разжигать огонь, не гулять с фонарями, но обязательно с разженными факелами выходить в поле и ток, чтобы весело попеть и потанцевать. Это, возможно, и один из следов, оставленных от первоначальной формы Праздника Юань-сяо, и поэтому можно сказать, что истоги Праздника Юань-сяо были связаны с сельскохозяйственными делами.
На втором месте стоит надежда людей на появление потомка. Во время Праздника Юань- сяо в разных местах существуют разные формы умоления о потомке, главными из которых являются
Комментарии закрыты.