В Кессенихе молодежь получала денежный выкуп от новобрачных в том случае, если венчание происходило в поздний час. Возможно, это отголосок более раннего обычая венчаться ночью, имевшего распространение в некоторых районах провинций Голландия и Фрисландия. Известны специальные эдикты XVII в., которые запрещали многолюдные и шумные сборища возле церкви в ночное время. Следовательно, такие браки заключались публично. Однако до Реформации практиковались тайные браки, вызывавшие неистовые споры между духовенством и светскими властями. В XVI в. тайное заключение супружеского союза каралось денежным штрафом; с победой Реформации в Северных Нидерландах этот обычай стал противозаконным.
Интересно, что в провинции Зеландия при соблюдении традиционного свадебного ритуала до сих пор стараются обойтись без автомашин: в ратушу и церковь жениха и невесту везут в повозках; гости на свадьбу также прибывают в собственных экипажах. Нередко после регистрации брака новобрачные отправляются к фотографу; это стало модным особенно в последние десятилетия.
Издревле в Нидерландах и Бельгии, как и в других странах мира, был распространен обычай осыпать молодых зерном. Жениху и невесте вслед бросали также рис (Оверэйссел), соль (Фландрия) или разбрызгивали воду (Утрехт). Цель этих магических действий — пожелать молодым достатка, хорошего, крепкого хозяйства, многочисленного и здорового потомства. Символом плодовитости считался подсолнечник, а любовь и взаимную привязанность олицетворяли вьющиеся зеленые растения. Именно так изобразил встречу жениха и невесты их родными и друзьями известный голландский художник XVII в. Ян Стен.
К глубокой древности (мнение Э. Ферле, Й. Кройзинги) относится и происхождение другого обычая — «ложной невесты» (нем. Falsche Braut), первоначальный смысл которого заключался в отпугивании от невесты злых духов и защите ее от нечистой силы. Верили, что злые духи «теряли голову» и «шли по ложному следу», поэтому на свадебной церемонии (а иногда и раньше: на вечеринке перед свадьбой) появляется сперва старуха или подружка невесты, тоже одетая в свадебный наряд, и только после этого выходила истинная виновница торжества. Этот обычай травестизма встречается и в наши дни, но сейчас он воспринимается как шутка, забавная игра.
Комментарии закрыты.