Ранние мастера ксилогравюры, такие как Хисикава Моронобу (1618— 1694), создавали черно-белые отпечатки, которые впоследствии раскрашивались вручную. Этим гравюрам была присуща строгая каллиграфическая красота, в отличие от более поздних, где использовались трафареты и краски по мере того, как печатание гравюр становилось более сложным процессом. Тем не менее, лишь в середине XVIII столетия в результате деятельности Судзуки Харунобу (1725—1770) появилась технология цветной печати, позволявшая печатать в цвете с нескольких деревянных досок и создавать яркие цветные изображения. Этот процесс получил название нисики-э («парчовые картинки»). Первые цветные издания, напечатанные с помощью этой технологии, появились в 1764 г. Всего лишь через нескольких лет большинство художников-граверов на дереве перешли на эту технологию.
Хотя изображения обитательниц развлекательных кварталов, популярных актеров и борцов сумо оставались популярными темами укиё-э до конца
XVIII столетия, к XIX в. появился новый важный жанр — пейзажные или ландшафтные гравюры. Однако если более ранние японские пейзажи обыкновенно воспроизводили виды Китая, то ксилогравюры укиё-э изображали чисто японские ландшафты. Особенной известностью в этой области пользовались два художника: Кацусика Хокусай (1760—1849) и Андо Хиросигэ (1797—1858). Оба они выпустили множество различных печатных серий, изображавших известные местности и пейзажи, в которых использовали реалистическую перспективу, заимствованную из западной техники живописи.
Техника гравюры на дереве заключается в переносе выпуклого изображения, вырезанного на деревянной доске, на лист бумаги. Традиционная японская гравюра по дереву не требовала использования печатных машин. Тем не менее, печатание таких гравюр требовало совместных усилий целой группы людей, исполнявших различные обязанности на различных стадиях производства. Созданное художником изображение следовало перенести на деревянную доску или несколько досок. Его вырезали резчики, оставляя для печати выпуклую поверхность. После этого следовало приготовить бумагу и нанести краску на блоки, чем обычно занимались печатники. Издатели определяли сюжет гравюры, выбирали художника, а также отвечали за процесс производства и распределение и продажу готовых оттисков. Поскольку гравюры могли производиться в большом количестве при минимуме усилий, они были много дешевле таких традиционных художественных форм, как каллиграфия и живопись, и поэтому обрели огромную популярность.
Комментарии закрыты.