Развитие чайной церемонии

Мастера чая выдвигали определенные эстетические требования и особенно ценили простую, неглазурованную керамическую чайную посуду. Сначала для этой цели применяли китайскую керамику, однако японские гончары скоро стали производить подобные изделия. Среди известных видов керамики, использовавшихся в чайной церемонии, следует отметить Раку, Сино, Орибэ, Сигараки, Бидзэн и Ига. Особенно важными образцами неглазурованной керамики служит посуда Сигараки, Бидзэн и Ига, характерные поверхности которых создавались в процессе обжига, когда покрытые пеплом участки (так называемая «пепельная глазурь») чередовались с оставленными огнем следами, образуя узор и рисунок.

Покровительство, оказывавшееся чайной церемонии такими могущественными воинами, как Тоётоми Хидэёси, и в дальнейшем стимулировало превращение керамики в произведение искусства. Согласно логике повествования в этом разделе можно было бы рассмотреть керамическую посуду для приготовления, сервировки и наслаждения чаем. Однако поскольку такая посуда также является неотъемлемой частью большой эстетической традиции так называемой «чайной церемонии», то она будет рассмотрена ниже — в разделе под названием «Чайная церемония и связанные с ней искусства».
Помимо развития чайной церемонии и ее влияния на керамику, самым важным событием, повлиявшим на производство глиняной посуды во время перехода от Средневековья к началу Нового времени, стали вторжения в Корею, организованные Тоётоми Хидэёси в последнем десятилетии XVI столетия. Хотя эти вторжения закончились поражением, одним из итогов их стало насильственное переселение корейских гончаров на остров Кюсю. Корейских гончаров ценили за их художественное и техническое мастерство, знание печей и глазурей. Такие мастерские, как Карацу, производили утварь, высоко ценившуюся знатоками чая.

Другим очень важным результатом пребывания корейских гончаров в Японии стало развитие производства японского фарфора. В начале XVII столетия корейский гончар Ри Сампей обнаружил каолин — особую глину, используемую для изготовления фарфора, в области Арита, провинция Хидзэн, Кюсю. Посуда Арита стала первым настоящим фарфором, произведенным в Японии, и скоро изготовлением фарфора занялись в других районах провинции Хидзэн, где появилась посуда Ко Кутани, Имари, Какиэмон и Набэсима. Помимо японского рынка во второй половине XVII столетия возрос и экспорт японского фарфора в Европу. Столь же важными, как и рынок фарфора на Кюсю, были и другие области Японии, производившие качественную керамику в период Эдо. Изделия Кё, производившиеся в Киото, являются одним из таких примеров.
Часто быстро набирающая популярность организация необычных свадеб в японском стиле требует участия мастеров чайной церемонии.

Комментарии закрыты.