Взаимозаменяемые термины литературной (бупдзинга) и Южной школ живописи (напга) относятся к художественному движению, появившемуся в XVIII столетии. Это стиль живописи (га), заимствовавший манеру китайских литературных живописцев (бупдзип) из Южного (пап) Китая. Несмотря на свое китайское происхождение, японская литературная школа также использовала некоторые методы западной живописи. В Китае литераторы-живописцы были конфуцианскими учеными, любительским образом занимавшимися живописью. В Японии, однако, большинство литераторов-живописцев были профессионалами, которые рисовали, чтобы заработать на жизнь. Особой известностью среди них пользовались два художника-литератора — Ёса Бусон (1716—1783) и Икэ-но Тайга (1723-1776).
Как правило, художники школы литераторов рисовали традиционные китайские сюжеты — пейзажи, птиц, цветы и бамбук. Тем не менее, стиль Икэ-но Тайга был довольно эклектичным, поскольку на него оказывали влияние китайские пейзажи, средневековые японские монохромные картины тушью и методы западной живописи. Ёса Бусон был не только живописцем, но также и поэтом хайку. Его картины часто сопровождались стихами в стиле, именуемом хайга, или «картины хайку». И хотя Бусон подвизался в живописи китайского стиля, его пейзажи наполнялись истинно японскими чувствами.
Дзэнга. Дзэпга, или «живопись дзэн», является современным термином, обычно используемым в отношении дзэн-буддийской живописи и каллиграфии периода Эдо, в отличие
от дзэн-буддийской средневековой живописи тушью. Следует, тем не менее, отметить, что это понятие также иногда употребляется в отношении последней.
Термин дзэпга в том значении, в котором он используется в настоящей книге, обозначает возрождение живописи дзэн священниками-живописцами этой школы буддизма. После первоначального расцвета живописи дзэн в средневековый период стиль живописи тушью стал во все большей степени использоваться профессиональными художниками вне какой-либо связи с дзэн как с религиозной традицией. Священнослужители дзэн в XVIII столетии попытались возродить религиозную традицию живописи дзэн. Священнослужители дзэн и живописцы, такие как Хакуин Экаку (1685—1768) и Сэнгай Гибон (1750—1837), активно пропагандировали живопись, для которой были характерны веселые, юмористические и непосредственные нотки.
Иногда утверждают, что картины дзэн периода Эдо отражают настроение просветленных умов своих создателей. Такую интерпретацию следует, конечно же, считать идеализированной, тем более что произведения дзэпга иногда создавались как подарки покровителям храма. Однако для таких священников, как Хакуин, живопись, по-видимому, подобно медитации, действительно являлась формой религиозной практики, направленной на просветление.
Комментарии закрыты.