Скульптура

Скульптура

До средневекового периода скульптура в Японии создавалась из разнообразных материалов, включая дерево, бронзу, глину и покрывающий дерево сухой лак. К началу периода Камакура основным материалом для скульптуры стало дерево. Средневековые деревянные скульптуры, главным образом буддийские, либо вырезались из цельного куска твердого дерева (итибоку дзукури), либо собирались из изготовленных отдельно частей (ёсэги дзукури).

Буддийские скульпторы периодов Хэйан и Камакура обычно объединялись в мастерские-#уо:£ независимые или связанные с определенным храмом и состоявшие из группы мастеров (бус- си), работавших в общем стиле, который передавался от учителя к ученикам и подмастерьям.

Хотя скульптура периода Камакура иногда еще обращалась к стилям периода Хэйан и завезенным из Китая, в средневековый период наблюдаются известные стилистические новшества в конструкции и оформлении буддийской скульптуры. Стиль позолоченных статуй периода Хэйан продолжал существовать, однако с конца

XII столетия стал преобладать новый драматический и основанный на реализме скульптурный стиль, особенно яркий в произведениях скульпторов школы Кэй. Эти работы создавались с использованием техники присоединенного дерева (ёсэги дзукури). Реализм изображений усиливался с помощью хрустальных вставок для глаз (гёкуган, «глаза из драгоценных камней»).

Самой важной мастерской в период Камакура была школа Кэй (Кэйха), названная так потому, что в именах всех ее главных деятелей присутствовал иероглиф кэй. Эти скульпторы работали в своих мастерских, создававших изображения для храмов. Стилистика школы Кэй меняется в широких пределах — от реализма строгого и драматического до исполненного блаженства, а так как эти художники работали в бывшей столице, в Нара, они также испытали воздействие классицизма произведений VIII столетия, сохранившихся в храмах Нара. Однако художники школы Кэй часто позволяли себе отойти от реализма к преувеличению, особенно в изображениях непросветленных существ. Таким образом, скульптурную школу Кэй периода Камакура можно считать ответом на драматизм более ранних реалистических течений в японской скульптуре. Для большей ясности некоторые критики называли стиль Кэй «преувеличенным реализмом». Возможно, неожиданный драматизм таких произведений Кэй, как пара стражей веры, расположенных возле Великих Южных Ворот (папдаймоп) в Тодайдзи, связан с жестокой природой военного опыта, проявлявшейся также в иллюстрированных военных повестях и других примерах средневекового военного творчества.

Известно несколько крупных мастеров школы Кэй. Так, в частности, Ун- кэй (ум. в 1223 г.) и Кайкэй (активный период творчества ок. 1185—1223 гг.) работали как над совместными, так и над индивидуальными проектами. Самым известным результатом их сотрудничества стала пара фигур стражей буддийской веры (пио), изготовленных для реконструированных Больших Южных Ворот (папдаймори) в Тодайдзи. Эта работа пользовалась

финансовой поддержкой сёгуната Камакура. Сам по себе Ункэй был известен многочисленными работами, включая пару деревянных скульптур, расположенных в Кофукудзи, Нара.

Эти изображения двух индийских буддийских монахов — Мутяку (санскр. Асанга) и Сэсина (санскр. Васубандху) — созданы с использованием таких скульптурных новшеств периода Камакура, как высокий уровень реализма, отчасти достигаемого с помощью вставных хрустальных глаз. В отличие от произведений Ункэй, созданные Кайкэй скульптуры часто менее реалистичны и более идеализированы. Кайкэй также покрывал поверхность некоторых своих скульптур золотом и красками. Особенной известностью пользуются его изображения синтоистского бога Хатимана в буддийской монашеской одежде и бодхисатвы Дзидзо.

Комментарии закрыты.