Следы активной абразионной деятельности в геологическом прошлом почти непрерывно прослеживаются вдоль побережья в виде хорошо развитых реликтовых бенчей (шир. от 200 м до 1 км), примыкающих к четким клифам (выс. 10—90 м) и местами осложненных гравийными береговыми валами (Steers. 1952; Sissons. 1981; Sissons, Dawson. 1981). Эти абразионные платформы врезаны в коренные породы на высотах 7,5—51 м и особенно широко встречаются на берегах Гебридских о-вов и на материковом побережье Северо-Западной Шотландии. Предполагается, что выработка таких широких абразионных поверхностей в прочных породах была возможна благодаря усилению эффекта волнового воздействия за счет интенсивного морозного выветривания. Многие фрагменты реликтовых платформ имеют четкие следы ледниковой обработки, что свидетельствует о возможном их формировании в течение нескольких ледниковых эпох или в процессе продвижения и отступания края ледника, когда неоднократно менялось соотношение между эвстатическими колебаниями уровня моря и гляциоизостатическим прогибанием местности.
Западное побережье Великобритании (между заливами Ферт-оф-Клайд и Бристольским) относится к эстуарному типу. Прибрежная суша характеризуется низкогорным и холмистым рельефом. В подпруженных морем устьевых участках речных долин сформировались эстуарии, в вершинах которых развиты илистые осушки.
Заливы западного побережья Великобритании по величине прилива стоят в ряду исключительных регионов мира. Высокие приливы позволяют крупнотоннажным морским судам входить в устья рек, где располагаются важнейшие порты страны. К ним прежде всего относится Ливерпуль — второй по значению порт Великобритании с грузооборотом 25 млн т в год, способный одновременно принимать до 80 судов. На долю Ливерпуля приходится более V5 внешнеторговых грузов и около V8 промышленной продукции страны.
Комментарии закрыты.