Кроме боевых искусств, рассмотренных в главе 5 «Воины и военные действия», в Японии также существовали и другие виды спортивных занятий. Одним из самых известных и значительных видов спорта считалась борьба сумо. В поединке сулеодва борца, одетые только в специальные пояса в виде набедренной повязки (маму-васи), соревнуются на дохё— круглой площадке, окруженной мешками с соломой, где они должны или вытолкнуть своего противника из круга, или заставить его коснуться земли любой частью тела, кроме ног. Схватка длится очень недолго, за ходом ее следит судья-гёдзи. Сумо возникло еще до Средневековья, однако профессиональным спортом этот вид борьбы впервые стал в период Эдо. Другими видами спорта служили петушиный бой, рыбная ловлю и соколиная охота.
Кроме традиционных для того времени спортивных состязаний, в период Камакура среди знати была популярна кэмари — игра с мячом. В кэ- мари несколько человек передавали друг другу мяч по кругу, не позволяя ему коснуться земли. В эту игру, наряду с похожей игрой в ручной мяча тэмари, в конце концов стали играть и низшие сословия. Девочки Японии начала Нового времени играли и в ха- нэцуки — похожую на бадминтон игру, в которой использовались волан и деревянные лопатки, и в отэдама — игру с мешочком бобов.
Среди настольных игр в Японии наибольшей популярностью пользовались го и сёги. Го представляет собой классическую стратегическую игру, в которую играют двое соперников, выставляя черные и белые фишки на деревянную доску. В течение XVII столетия перед сёгуном в замке Эдо регулярно проводились ежегодные соревнования по го. Эти соревнования пользовались огромной популярностью, и существовали специальные школы, где людей обучали искусству этой игры. Родственная игра сёги несколько напоминала западные шахматы. В 1607 г. сёгунат Токугава учредил официальную правительственную службу по наблюдению за го и сёги. Наконец, начиная с XVII столетия стала особенно популярной настольная игра в кости (сугороку), похожая на нарды. Цель игры состояла в том, чтобы переместить все фигуры на территорию противника. В одной из разновидностей сугороку игра происходила на доске, расписанной сценами буддийской Чистой Земли и буддийского ада. Цель сугороку Чистой Земли, как ее называли, состояла в том, чтобы попасть в Чистую Землю, где правит Будда Амида (подробнее о буддизме Чистой Земли см. в главе 6 «Религия»). Помимо настольных игр обычным времяпрепровождением служили карточные. Двумя популярными разновидностями являлись ута карута (карты со стихами), на которых были написаны известные стихи, и хапафуда (цветочные карты) с растениями и животными. Игры в карты часто считали азартными, и обе разновидности были запрещены сёгунатом Токугава после резкого увеличения их популярности.
Принцесса Сэн, старшая дочь второго сёгуна Токугава Хидэтады, за аристократической игрой под названием кайавасэ. В период Хэйан эта традиционная игра заключалась в том, что игроки должны были сопоставить ракушки с соответствующими сценами или стихами из классической литературы (экспозиция замка Химэдзи, фото Уильяма Дила)
Комментарии закрыты.