Высокопоставленные военные лидеры рассматривали искусство в качестве влиятельной арены, на которой центральное военное правительство могло утвердиться в качестве соперника императорского двора в Киото в художественной и культурной областях. Поддерживая искусства, средневековая военная элита способствовала распространению вкусов самурайского сословия, отличавшихся от потребностей чувствительных аристократов, определявших художественное производство вплоть до конца периода Хэйан. Воинов привлекали образы и художественные формы, выдвигавшие на первый план воинский образ жизни и кодекс чести. Примером таких форм мужского искусства, как его называли, в отличие от «женственного» изящества придворных романтических повествований и картин периода Хэйан, могут служить военные эпопеи, иллюстрированные батальными сценами и прославляющие подвиги самураев, портреты известных сёгунов, военачальников, а также доспехи, отличавшиеся как эстетическим, так и технологическим совершенством. Могущественные региональные владыки также признавали, что такие предметы, как оружие и доспехи, военные хроники и портретная живопись выражали настроения, соответствовавшие их положению. Хотя сёгунат видел в императоре главу и предоставлял аристократам возможность некоторого участия в военном правлении, изящные искусства периода Хэйан все же продолжали существовать в средневековый период. Противоречившие друг другу, но, тем не менее, сосуществовавшие вместе, стили включали и такие установившиеся аристократические увлечения, как живопись школы Тоса.
В течение периода Муромати сёгу- ны Асикага занимали выдающееся положение даже среди культурной элиты Киото, отчасти благодаря покровительству различным видам искусства, таким как театр по, поэзии нанизанных строф (рэпга), чайным собраниям, аранжировке цветов, а также садовом)’ искусству и архитектуре в китайском стиле. Помимо политической роли сёгунов Асикага, их покровительство помогло создать наследие, влияние которого распространилось далеко за пределы средневековой поры. Например, такие академические стили живописи, как школа Кано и японская литературно-художественная школа, уходили своими корнями в традицию письма монохромной тушью, начатую монахами-живописцами в эпоху Муромати.
Сёгуны периода Камакура и другие высокопоставленные воины выступали покровителями религиозного искусства и архитектуры. Например, Минамото-но Еритомо делал щедрые пожертвования на восстановление после войны Гэмпэй главных храмов Нара — Тодайдзи и Кофукудзи. И хотя щедрость Ёритомо можно считать простым актом буддийского благочестия, она сулила ему также потенциальные политические выгоды, так как народная поддержка повышала правительственный авторитет и даже улучшала экономические условия.
Комментарии закрыты.