Анализ темпов распространения научно-технических новшеств с различными источниками финансирования разработок выявляет признаки влияния военных и космических программ федерального правительства. На ранних стадиях коммерческого распространения между двумя группами новшеств, финансируемыми из разных источников, существует мало различий, но при более высоких уровнях производства темпы распространения выше у новшеств, финансируемых федеральным правительством. Например, для увеличения производства новых продуктов, разработка которых финансировалась частным бизнесом, с 0,02% ВНП до 0,20% требовалось 20 лет, а для такого же увеличения производства новых продуктов, разработка которых финансировалась федеральным правительством,- лишь 14 лет.
Фактором, объясняющим более высокие темпы распространения новшеств, разработки которых финансировались федеральным правительством, является, возможно, отсутствие для них патентных ограничений. А новшества, финансируемые частным бизнесом, нередко ограждаются патентной защитой в интересах отдельного лица или компании. Патент дает его владельцу в какой-то степени исключительные права на коммерческое использование новшества, ограничивая таким образом доступ к этому использованию, как правило, лишь какой-то одной компанией. Напротив, большинство новшеств, разработки которых финансировались федеральным правительством, свободно от патентных ограничений, и поэтому возможно их коммерческое использование одновременно несколькими компаниями. Чем больше компаний конкурирует в новой области техники, тем выше обычно уровень капиталовложений и, соответственно, темпы экономического роста, связанного с применением того или иного научно-технического новшества.
Комментарии закрыты.