Гагаку и бугаку
Самые ранние сохранившиеся формы музыки и танца датируются по крайней мере периодом Нара. Традиционная музыка гагаку и танец бугаку культивировались японскими аристократами при императорском дворе. Эти виды исполнительского искусства восходили к придворной музыке китайской династии Тан (618—907), древнему исполнительскому искусству Кореи, буддийской священной музыке и местным японским музыкальной и танцевальной традициям, связанным с синтоистским ритуалом.
Учитывая все эти влияния, неудивительно, что исполнение гагаку и бугаку как при дворе, так и в синтоистских святилищах и буддийских храмах часто имело ритуальный оттенок. В танцах обычно использовались маски и яркие цветные костюмы.
Хотя эта форма исполнительского искусства продолжала свое существование в Средневековье и начале Нового времени, ее отодвинули на задний план другие виды музыки и танца, более соответствовавшие эстетике и ценностям военного, а в период Эдо — также и торгового сословий.
ХЭЙКЁКУ
Период Камакура ознаменовал собой начало существенного влияния понятий воинской чести и эстетики на виды исполнительского искусства. В это время стали особенно популярными различные воинские повести, такие как Хэйкэ моногатари. В начале периода Камакура возникла традиция певческого повествования, сопровождаемого игрой на лютне-бива, во время которого певец пересказывал историю войны Гэмпэй между кланами Тайра и Минамото, ознаменовавшей начало военного правления и средневекового периода, используя текст Хэйкэ моногатари («Повесть о Хэйкэ», ок. 1220). Такая исполнительская традиция называлась по-разному — хэйкёку (декламация о Хэйкэ), хэйкэ катари (повествование о Хэйкэ) и хэйкэ бива (лютневая музыка о Хэйкэ). Она обнаруживала влияние придворной музыки и буддийских песнопений. Хэйкёку исполнялась чаще всего слепыми «священнослужителями лютни», известными как бива хоси. Они пользовались обличьем странствующих буддийских священников, даже не имея официального духовного сана. Популярность этих исполнителей подтверждается тем, что в XIV столетии сёгунат спонсировал гильдию таких священников-лютнистов, практически обладавших монополией на исполнение воинских сказаний о
Хэйкэ. Традиция исполнения хэйкёку продолжалась и в период Эдо.
ЭНКЁКУ
В Средневековье практиковались также застольные песни, или энкёку (также называвшиеся сога — «пиршественными»). Эти застольные или пиршественные песни звучали в среде воинов и придворной знати во время пиров и празднеств. Песни сопровождались ритмичными ударами, а некоторые звучали в сопровождении сякухати. До нас дошли тексты некоторых из этих песен, хотя мелодии на них оказались утраченными. Считается, однако, что празднества, сопровождавшиеся исполнением этих песен, были куда менее чопорными, чем традиционные придворные торжества, по причине свойственного воинскому сословию вольного духа. К началу Нового времени пиршественные песни вышли из употребления, однако они стали предшественницами песенной формы периода Эдо, известной как «короткие песни» (коута).
Комментарии закрыты.