Новый год у манчжуровСколлекция Столичного Музея) У манчжуров Новый год отмечается по-своему. Так, например, на этой картине можно видеть, что, встречая Новый год, манчжуры не делают пельменей, не засвечивают ладана и не приглашают богов богатства.
Дом полон золотом и нефритом (лубочная картина Яилюцин) Здесь по одинаковому произношению в китайском языке “рыба” и “нефрит” (оба в китайском языке произносятся как “юй”), под золотую рыбу подразумевается “золото и нефрит” и таким образом получается выражение “Дом полон золотом и нефритом”, что и служит символом благополучия.
Одновременно с этим делают поклоны и небесным богам и богу земли, а в некоторых местах в это время приглашают и Юй-ди (верховного владыку — нефритового государя) и Ван-му-нян-нян (владычицу). В качестве предметов пожертвования бывают баран, пять видов овощей, пять видов лакомств, пять чашек риса, пара кекса с фиником, один крупный блин, все вместе в народе называют пожертвованием небу и земле. Заглавную роль исполняет глава семьи, он засвечивает три ладана, кладет земные поклоны, молясь за богатый урожай, и в последнюю очередь разжигает бумагу, в народе это называется сун-цзянь-лян (преподносить деньги и зерно). Кроме того в южной части провинции Цзянсу принято также проводить обряд поклонения богу колодца, чуан-гуну (господину кровати) и чуан-му (матушке кровати), а в других местах имеется обычай встречать цзао-шэнь (бога очага). А в Линьан (провинция Чжэцзян) есть сборище крупных свиней, то есть привозят свиней для пожертвования перед богом и следят за тем, у кого свинья покрупнее, а затем просят скотобойца забить, свинину берут себе, а свиной головой пользуются для поклонения богу.
Другая форма — это новогодние визиты к живым представителям старого поколения. Как правило, после новогоднего ужина вся семья остается вместе, младшие делают поклон перед старшими, а последние раздают новогодние дары (деньги) первым, делают веление и дают поощрения.
Самое характерное мероприятие в день второго числа — это встреча бога обогащения. В Пекине имеется храм у-сянь-мяо (храм богов обогащения из 5 направлений), и было время, когда в этот день люди обязательно приходили сюда помолиться. В каждой семье и в каждом дворе наклеивают картины, обещающие обогащение. В отдельных местах проводится также и мероприятие тяо-цзао (танец перед очагом). Вечером В каждом доме вывешивают фонари.
В районе Нинбо провинции Цзэцзян второе число называется Праздником бога богатства, в этот день каждый, приняв душ и поменяв одежду, в доме поклоняется портрету Гуаньгона (господин Гуань Юй, полководец времен воюющих царств) и бога обогащения, приподносит богатые дары для пожертвования и пьет вино в честь этому богу.
В южной части провинции Цзянсу имеется обычай “куа-цюань-цзы” ( перепрыгивание через круг ), то есть зажигают огонь перед воротами дома, чтобы всей семьей перепрыгнуть через него с криками “пылай ярче и ярче, давай развиваться и оживляться”. Огнем разжечь нечисти на теле человека — это тоже один из видов колдовства для цюй-и.
Фу-гуй-дэн-юнь (Богатство и карьера в облаках)(Шолное собрание народного изобразительного искусства Китая — Живопись») На этой картине пара мальчиков-швейцаров изображены по традиционному стилю рисования. И пион (символ богатства и благополучия), и фонарь, появляющийся в их воображениях, создают добрый смысл, потому что фонарь в китайском языке произносится как “дэн”, может создать ассоциацию со смыслом “повышение”, “карьера”, а все зто изображается на фоне цветных облаков, на основе этой ассоциации картина наводит на мысль о том, что, судя по богатству и по карьере, они находятся на верху блаженства, как в облаках.
Во время Праздника Весны можешь заметить и разные украшения, затеянные для того, чтобы избежать злого духа, мэнь-шэни являются одними из них. Они бывают разные, а главными из них являются хранитель-полководец и хранитель-гражданский чиновник. Однако и до сих пор бывает, когда во время Праздника Весны клеют картинки с тигром, с фениксом, или вырезывают несколько петухов из бумаги и клеют их на двери, окна и стены. Обычно петухи изображаются в разных позах, когда они закукарекают на заре. В народе верится, что закукарекание петуха может изгнать нечисти и призвать богатство, недаром существует в народе поговорка: “Каждый дом клеет петуха, у каждого человека будет карьера”. Порой в народе предпочитают клеить картинки с пастухом и быком, что служит символом спокойствия под небесами.
Во время Праздника Весны существует и много запретов, так, например, женщины не выходят с новогодними визитами, первое число женам не принято возвращаться к своим родителям, детям нельзя плакать и драться, никому не позволено говорить о неблагоприятном, соседям нельзя ссориться, нельзя разбивать инвентарь, мебель, не позволяется вызывать доктора. С первого по четвертое нельзя трогать иголки, нитки и ножницы, нельзя подметать пол, в первое число не допускается кушать кашу, и т.д. и т.п.
Комментарии закрыты.