В связи с неблагоприятными природными условиями во многих внутриматериковых районах Западной Африки прибрежная концентрация ее населения выражена еще четче, чем на других континентах, хотя имеется и ряд почти незаселенных прибрежных территорий — например, в Намибии. По мере удаления от океанского берега плотность населения заметно падает, что особенно характерно для северного побережья Гвинейского залива. К приморским районам пространственно тяготеют основные плантационные хозяйства с их постоянным и сезонным контингентом рабочей силы, здесь же, на пути оживленных мировых торговых связей, возникли порты, многие из которых стали крупнейшими городами прибрежных государств и нередко — их столицами: в Нигерии — Лагос, в Либерии — Дакар — столица и главный порт Сенегала — является самой западной точкой африканского континента. Искусственные молы ограждают прекрасную гавань от воздействия волн
Монровия, в Сенегале — Дакар, в Сьерра- Леоне — Фритаун, в Анголе — Луанда и др. Однако африканские порты пока не играют большой роли в мировой экономике (Экономическая география… 1979). По некоторым сельскохозяйственным культурам (какао, арахис, кофе, бананы, ананасы) западноафриканские страны занимают заметное место в мировом экспорте. На долю этих стран приходится, например, почти 2/3 мировой продукции какао, причем более V4 мирового производства какао-бобов сосредоточено в Гане.
Побережье чрезвычайно богато минеральными ресурсами. Это прежде всего нефть и природный газ на шельфе и в прибрежных районах ряда стран, особенно Нигерии, железные руды (Либерия, Сьерра-Леоне, Гвинея, Мавритания, Габон, Конго, Камерун); бокситы (Гвинея, Камерун, Сьерра- Леоне, Гана), фосфориты (Западная Сахара, Сенегал, Того), алмазы (Гана, Гвинея, Либерия, Сьерра-Леоне, Ангола, Намибия, ЮАР), марганцевые руды (Гана, Габон), цветные и редкие металлы (Нигерия, Намибия, ЮАР). Имеются прибрежно-морские месторождения ильменита, рутила, циркона (Мавритания, Гамбия, Сенегал, Сьерра-Леоне).
Наиболее экономически развитым является побережье индустриально-аграрной ЮАР, которая производит около 2/5 всей промышленной продукции Африки. Здесь имеется крупный универсальный порт и второй по значению промышленный центр ЮАР — город Кейптаун. Грузооборот Кейптауна —10 млн т. Их других портов западноафриканского побережья выделяются: в Марокко — Касабланка (грузооборот свыше 18 млн т), в Либерии — Монровия (15 млн т), в Нигерии — Лагос (10 млн т), в Габоне — Порт- Жантиль (10 млн т), в Конго — Пуэнт-Нуар (7 млн т), в Кот-д’Ивуаре — Абиджан (7 млн т), в Сенегале — Дакар (6 млн т), в Гвинее — Конакри (4 млн т), в Того — Ломе (3 млн т), в Анголе — Лобиту (3 млн т) и Луанда (2 млн т) и др.
По некоторым особенностям формирования берегов и для удобства изложения все побережье подразделяется на 3 природные береговые области: северо-западное побережье Африки, побережье Гвинейского залива и юго-западное побережье Африки.
Комментарии закрыты.