Целенаправленно организуемая среда обитания человека должна быть не только планировочно-упорядоченной, функционально полноценной и удобной, но и отвечать высоким эстетическим стандартам. Здесь имеется в виду прежде всего художественный образ и эмоциональное восприятие градостроительной среды. Важность эстетических задач градостроительства требует обязательного их включения в градостроительное планирование наряду с утилитарно-практическими задачами. Художественно-эстетическое содержание градостроительных решений рассматривают с позиции его высокой социальной значимости для массового жителя, поскольку оно оказывает большое воспитательное влияние на человека, обладает ценным духовно-информационным и познавательным потенциалом.
При градостроительном планировании и проектировании композиционные решения принимаются в неразрывной связи с решениями функциональных задач. Причем особенность градостроительного творчества такова, что утилитарно-функциональная сущность разрабатываемых программ развития всегда облекается в эстетические формы градостроительно преобразуемой объемно-пространственной среды.
Построение градостроительной композиции выражается в создании художественно-образной системы пространственно организованных архитектурных объектов. Неразрывность сущности и эстетической ценности в планировании и восприятии градостроительных объектов требует композиционного анализа в градостроительстве. Теоретические основы градостроительной композиции рассматривают градостроительные объекты с позиции их художественной выразительности и эстетической ценности; причем это относится ко всем типам градостроительных объектов — от отдельных поселений и их частей до объектов регионального уровня. В каждом из них выявляют закономерности организации формы пространства с учетом масштаба, специфики объекта, решаемых задач.
Градостроительное искусство композиционного анализа выражается в эстетическом осмыслении всего многообразия свойств градостроительных объектов в их функциональной, визуальной и пространственной взаимосвязи. К таким свойствам объектов относятся: единство функциональных и художественных аспектов планирования, тесное взаимодействие с природным окружением, подверженность постоянным изменениям в результате строительства, реконструкции и реставрации, большие территориальные и объемно-пространственные размеры.
Композиционно-пространственное решение во многом зависит от разрабатываемых при планировании предложений по организации территорий, продиктованных функциональной целесообразностью. Функциональное зонирование и направление главных коммуникаций города (района, региона) формирует планировочную структуру их основных композиционных осей; жилые кварталы и районы с размещенными в них зданиями и сооружениями определенного типа и этажности определяют композиционные решения; состав зданий комплекса производственного объекта служит своеобразной точкой отсчета создаваемых пространственных форм на территории производственных зон. Однако в каждом из этих случаев архитектор- градостроитель имеет широкое поле для творчества через индивидуальность, манеру, своеобразное понимание средств и методов объемного моделирования пространства, интерпретацию причинно-следственной зависимости между функциональным и композиционным решением, представляя множество возможных вариантов конструирования объемно-пространственных форм.
Комментарии закрыты.