В XVI столетии обрела популярность жанровая живопись. К этой группе относятся произведения, изображающие повседневную жизнь различных слоев общества. Особой известностью в этом жанре пользуется самый старый из дошедших до нас образцов жанровой живописи — две шестистворчатые ширмы под названием Ракутю рукугай дзу («Сцены внутри и снаружи Киото», 1525). На ширмах изображен Киото и его окрестности с высоты птичьего полета. Запечатлевшие обычный день начала XVI столетия в Киото сценки повседневной жизни представлены изображениями отдыхающих и работающих людей. Здесь же изображены знаменитые храмы, дворцы и другие здания, а также известные уголки города и его окрестностей.
Тема городской жизни нередко преобладает и в последующих картинах этого жанра. Другой популярной темой жанровой живописи было проведение досуга. На картинах изображались праздники при святилищах, созерцание цветения вишни и осенних кленов, конные скачки, театральные представления, странные для японца жители Запада и развлекательные кварталы. Такие картины продолжали писать в течение XVII столетия, когда их в значительной степени вытеснили новые способы, положившие начало ксилогравюрам, отражавшим родственные сюжеты.
Живопись намбан. Еще одну форму жанровой живописи называют живописью памбап («южных варваров»). Слово намбан относится к изображениям европейских торговцев и миссионеров, которые находились в Японии в течение приблизительно 100-летнего периода, начиная с середины XVI столетия. За исключением маленького голландского анклава на острове Дэдзима в гавани Нагасаки, европейцы были высланы из Японии в 1630-х гг. В широком смысле жанр намбан охватывает как произведения, изображавшие европейцев, так и произведения, созданные ими самими и привезенные в Японию. В более узком смысле определение намбан относится к парным ширмам, созданным менее чем за 50 лет, начиная с последней четверти XVI столетия. Термин намбан обусловлен направлением маршрута, по которому многие из западных путешественников прибывали в Японию, так как португальцы и испанцы попадали в эту страну с юга. По примеру Китая японцы обычно называли словом намбан жителей всех стран, находящихся к югу от Китая, которых они, как иноземцев, считали варварами.
Некоторые из произведений намбан,, по сути дела, представляют собой копии религиозных картин и предметов, привезенных иезуитами для того, чтобы ускорить распространение своей религии по всей Японии. Благодаря последующим преследованиям христианства такие произведения сохранились в небольшом количестве. Тем не менее, большинство намбан носили светский характер, и, скорее всего, источником вдохновения для них служили книги, гравюры и атласы, художественный стиль и содержание которых были популярны в Европе XVI столетия. По мере вхождения в моду чужеземных стилей и форм японские художники начали получать заказы на создание произведений, овеянных ароматом далеких стран и культур. Сценки намбан часто изображают португальских и голландских торговцев, а также иезуитских прелатов, обосновавшихся в Японии в течение той эпохи. Некоторые японские художники заимствовали западные методы, такие как перспектива с высоты птичьего полета, используемая при составлении карт. И все же, экспериментируя с иностранными форматами и сюжетами, живописцы стиля намбан, тем не менее, работали традиционными японскими методами.
Комментарии закрыты.